Неожиданное погружение в королевскую канализацию Лодзя: история и устройство

Чем больше лет городу, тем интереснее и сложнее его подземная жизнь. В старых купеческих городах под ногами часто скрываются настоящие сокровища для исследователей: забытые катакомбы, древние подвалы, исторические участки водопроводов и канализаций…

Незапланированное приключение

Лодзь — не самый раскрученный туристический маршрут, но для таких индустриальных путешественников, как мы, он представляет особый интерес. Ведь именно здесь находится одна из самых красивых с архитектурной точки зрения канализационных систем в мире.

У нас было несколько точек для посещения в Лодзе, но из-за технического сбоя я потеряла описания локаций, остались лишь координаты. Пришлось действовать почти вслепую: знать, куда идти, но не представлять, что именно там найдешь.

План был такой: сначала заглянуть на часок в старинный подвал, потом купить продукты и уже подготовленными отправиться снимать материал про знаменитую «королевскую» канализацию… Но, перепутав люки, мы вместо подвала сразу оказались в самой канализации. Что ж, раз уж спустились — не вылезать же обратно? Решили начинать съемку, поесть всегда успеем…

Этот канализационный коллектор проходит рядом с подземным руслом реки Ясень. Попасть сюда можно не только через несколько канализационных люков на поверхности, но и через два портала, выходящих в овраг.

История «королевского» проекта

В начале XX века промышленный Лодзь был одним из крупнейших городов Европы, но местные власти постоянно откладывали вопросы строительства систем водоснабжения и канализации.

Наконец, под давлением общественности, в 1901 году началась разработка проекта, за которую взялся известный инженер английского происхождения Уильям Линдли.

Подданный Британской короны представил властям города в 1909 году поистине королевский по масштабам и амбициям проект. Денег у Польши, входившей тогда в состав Российской империи, не нашлось, и к идее вернулись лишь много лет спустя…

Интересно, что когда независимая Польша наконец приступила к строительству системы водоснабжения и канализации в 1919 году, реализовывать проект уже умершего к тому времени Линдлея пришлось его ученику, инженеру Стефану Скрызвану. 24 сентября 1924 года город выделил колоссальную по тем временам сумму в 5 миллионов злотых на строительство.

Вот так выглядели этапы строительства. На втором фото видно, что канализационный тоннель начали строить чуть раньше, слева еще течет река Ясень под мостом. Позже ее тоже убрали под землю.

К середине XX века канализационная система Лодзя имела общую длину более 105 километров труб и обслуживала почти три тысячи объектов. Канализация была доступна каждому третьему жителю города.

Кстати, в городе есть уютный музей канализации «Дентка», расположенный под Площадью Свободы. Если вам интересна эта тема, но вы не готовы спускаться в неподготовленные места под землей, посещение музея станет отличной альтернативой.

Как устроена система

Вот так выглядит канализационный коллектор изнутри. Как и во многих подобных системах, здесь есть бортик. В обычных условиях сточные воды идут по малому тоннелю и не попадают в реку.

К недостаткам такой конструкции можно отнести то, что во время сильных дождей канализация не справляется, и значительная часть стоков идет по большому тоннелю, попадая в реку, минуя очистные сооружения.

На некоторых фотографиях вы можете заметить провод под потолком — в канализации установлена специальная система датчиков, которые отслеживают интенсивность водного потока, оценивая уровень воды и ее объем практически в реальном времени.

Некоторые подобные системы также контролируют наличие опасных газов, например, сероводорода и метана.

Нас часто спрашивают, что такое коллекторная волна?

Отвечаем: Коллекторная волна — это когда поток воды превышает пропускную способность тоннеля, и под землей разыгрывается настоящий «апокалипсис». Вода поднимается с такой силой, что способна приподнять тяжелейшую железную решетку. Тоннель справа — это вход в канализацию, слева видна решетка реки Ясень.

Наглядная иллюстрация, что такое «типовой» тоннель. Две фотографии ниже — это два разных тоннеля. Один принадлежит реке Ясень, второй — городской «королевской канализации».

Принцип работы прост. Сточные воды текут по левому тоннелю, а правый остается сухим. Если из-за сильных дождей уровень воды поднимается и малый коллектор (на фото слева), который отводит стоки на очистные, не справляется, то вода уходит в реку, а потом может выйти и на улицы.

Сегодня дождя нет, поэтому здесь относительно сухо и чисто. Если есть даже малейший намек на осадки в ближайшие 12 часов, под землю мы не спускаемся — это опасно для жизни!

Спасибо, что были с нами в этом небольшом путешествии по огромной, старинной канализационной системе, построенной с поистине королевским размахом!

Анна «Pila» — для проекта NordSkif & Co (удобнее всего следить за всеми новыми публикациями проекта в нашей группе ВКонтакте — присоединяйтесь, там же есть каталог публикаций по рубрикам и регионам)