Для тех, кто застал советскую эпоху, автобусы Львовского автобусного завода — это не просто транспорт, а целый пласт воспоминаний. Эти машины были неотъемлемой частью пейзажа любого города СССР. Многие до сих пор могут мысленно воспроизвести тот особый запах нагретой резины от пола, характерный скрип дверей и тормозов. Несмотря на все свои недостатки, ЛАЗики были незаменимыми рабочими лошадками, развозившими сотрудников крупных предприятий. Сегодня их редко встретишь — разве что в самых отдаленных уголках России и СНГ, куда закупают дешевые списанные немецкие автобусы 70-80-х годов. Старые ЛАЗы либо давно порезаны на металл, либо доживают свой век в виде сарая или теплицы на чьем-нибудь огороде. Жители мегаполисов уже и не вспомнят эти машины, вытесненные современными ЛИАЗами и маршрутками.
Эта статья — рассказ о том, что осталось от легендарного завода, который когда-то создавал специализированный транспорт для Центра подготовки космонавтов и космодрома Байконур.
Автобус «ЛАЗ-695». Фотография из интернета.
Как и многие гиганты советской индустрии, завод начал медленно угасать в нулевые годы.
Типичный сценарий упадка
Все обычно начинается с первого отключения электроэнергии и вынужденного простоя. Затем следуют тщетные попытки возрождения, отмывание денег под видом модернизации, а в финале — банкротство. Территорию распродают по частям, цеха делят между мелкими фирмочками вроде «ИП Иванов», которые занимаются установкой окон или разливом антифриза. Начинается дележ между местными «хозяевами», завод охраняют несколько ЧОПов, делящих сектора, а «случайные» пожары в конкурентных цехах списывают на короткое замыкание. Реальная причина — поджоги в борьбе за влияние — остается за кадром.
Особый путь ЛАЗа
Львовский автобусный завод оказался крепким орешком. Он пережил и лихие 90-е, и нулевые, умудряясь даже выпускать новые модели автобусов и троллейбусов. Но без денег и инвесторов было не выжить. В итоге территорию со всем, что не успели распродать, за бесценок выкупили российские олигархи из компании «Силавто». Они набрали кредитов, кое-что переделали, а потом на завод просто наложили арест. С 2013 года 52 гектара в центре Львова медленно разрушаются. Дорогое оборудование, купленное в кредит, бесследно исчезло, осталось лишь старое. А главное — здесь очень агрессивная охрана, возможно, из бывших сотрудников завода, занимавших когда-то высокие посты. Вот такая история. А теперь давайте осторожно пройдем по части территории и посмотрим на всё своими глазами.
Опасная прогулка
Периметр — не самая большая проблема. Гораздо опаснее то, что скрывается внутри. Охранники расставляют ловушки — доски с гвоздями. Наступишь — проблемы обеспечены. Известны случаи избиения сталкеров и незаконного изъятия фототехники. Полный беспредел. Идти приходится на свой страх и риск.
Будка сторожа оказалась пуста, что и дало шанс незаметно проникнуть на территорию.
Двигаться нужно крайне осторожно. Хотя на дворе конец марта, кое-где еще лежит снег. Оставлять следы категорически нельзя — по ним легко вычислить. Самый безопасный путь — идти по старой автомобильной колее.
Останавливаться и осматриваться можно только в самых глухих уголках, среди заводских дебрей, куда вряд ли кто-то заглянет.
Некоторые ворота в цеха надежно заперты, но нет ничего невозможного. Классический метод — оттянуть тяжелые двустворчатые ворота — выручает и здесь.
Внутри кузовного цеха
Первое впечатление обманчиво. Внутри не так плохо, как можно было ожидать. Нет следов варварского разбора на металл. Чисто, просторно, но пусто и безжизненно.
Это кузовной цех. Именно здесь когда-то собирали каркасы будущих автобусов.
За одной из колонн кто-то обустроил небольшой православный уголок — тихий след чьей-то веры среди запустения.
А вот и он — одинокий каркас автобуса, так и оставшийся здесь навсегда.
В цеху абсолютно безлюдно. Тишина давит.
Часть оборудования демонтирована, но процесс словно заморожен. Создается впечатление, что кто-то резко приказал остановиться, и всё так и осталось.
Здесь видны следы грубого вмешательства: станки буквально вырваны из бетонного пола. И вдруг — громкий хлопок двери в другом конце цеха и чьи-то шаги. Вспомнив рассказы о злой охране, лучше не рисковать дорогой техникой. Решение мгновенное — спрятаться в одной из темных бытовок. Это был обычный обход. Дверь захлопнулась, шаги удалились, наступила тишина. Пора выбираться и искать дальше. Может, найдется что-то интереснее этих однотипных конструкций и единственного каркаса.
Если вам интересна судьба Львовского автобусного завода и вы хотите знать, какой ценой были сделаны эти, возможно, последние фотографии с его территории — подписывайтесь на наш канал. У нас много материалов с крупнейших заброшенных предприятий, истории необычных находок и происшествий. До новых встреч!
Дорогой читатель! Подписывайся и следи за новостями. Впереди будет еще интереснее.
Для нас важна каждая подписка. Она дает нам мотивацию искать и готовить для вас новые, качественные материалы и реальные истории. Тем, кто уже с нами, — огромное спасибо за ваше внимание и интерес к нашим публикациям.
Спасибо, что были с нами!
