Как-то раз, в один из зимних вечеров, когда за окном стоял лютый мороз, мне позвонил друг. Он неожиданно приехал из другого города и предложил отправиться на ночную вылазку — исследовать заброшенный радиотехнический центр, который когда-то был частью зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут». Я, не раздумывая, согласился.
Неожиданная находка
Большинство подобных объектов в Подмосковье были расформированы еще в конце 80-х — начале 90-х годов. Обычно от них остаются лишь пустые бетонные коробки, разграбленные и заваленные мусором. Но этот бункер, спрятанный в глубине леса, по словам друга, оказался исключением — он был практически цел. Мы решили проверить это лично и отправились в путь той же ночью.
Мороз был поистине адским, той ночью столбик термометра опустился до рекордного минимума за всю зиму. В машине печка едва справлялась, стекла изнутри покрывались инеем, и поездка выдалась крайне неуютной.
Оставив автомобиль на опушке, мы пробрались под старыми ржавыми воротами на территорию. В нескольких строениях горел свет — видимо, там дежурила охрана. Но в такую стужу, да еще и глубокой ночью, вряд ли кто-то решился бы выйти на улицу.
Дорога к самому бункеру оказалась настоящим испытанием. Тропинки специально не расчищали, чтобы по следам можно было заметить непрошеных гостей. Пришлось пробираться по сугробам по пояс около 350 метров. Несколько раз я, выбившись из сил, просто падал на спину в снег, глядя на безупречно чистое звездное небо и пытаясь отдышаться. Наконец, полностью промокшие и замерзшие, мы добрались до входа. Герметичные двери были покрыты толстым слоем инея и примерзли.
Внутри подземной крепости
Первое, что мы увидели внутри, — это оружейная комната. Когда-то в этих шкафах хранилось боевое оружие.
Далее мы осмотрели комнату отдыха для охраны. Пост здесь когда-то функционировал круглосуточно. Еще в конце 90-х объект был действующим, внутри работала автоматическая телефонная станция (АТС). Из-за частых попыток проникновения сюда даже пришлось поставить охрану. Но со временем необходимость в нем отпала, охрану вывели, и теперь все здесь медленно, но верно покрывается плесенью. Судьба этого места, видимо, будет такой же, как и у других центров С-25, только с опозданием лет на тридцать.
Заглянули мы и в вентиляционную камеру — «легкие» объекта. Там стояли мощные циклоны и банки фильтровентиляционных установок.
Щитовая тоже была на месте. По всему было видно, что объект перестали посещать и обслуживать относительно недавно. Электричества, конечно, уже не было — бункер обесточили несколько лет назад.
Сердце бункера
Но настоящий шок нас ждал в главном зале со стойками и АТС. Это было сердце всего комплекса. Сохранность оборудования поражала! В лучшем случае в подобных местах можно найти голые стены или, в крайнем случае, загон для скота. А здесь все осталось практически нетронутым.
Конечно, сырость, вечный спутник подземных сооружений, делала свое дело. Внутри сохранялась плюсовая температура, что лишь ускоряло процесс разрушения: краска пузырилась и облетала, побелка осыпалась прямо на пол и на ценное оборудование.
Мы приступили к детальному осмотру аппаратуры.
Количество приборов, стоек, блоков и запутанных жгутов проводов было ошеломляющим. Увидеть столько нетронутого, не разворованного оборудования сегодня — большая редкость. Видимо, охрана в свое время хорошо справлялась со своей работой, не пуская сюда мародеров.
На одной из стен мы обнаружили любопытный барельеф, оставшийся еще с советских времен.
Следы запустения
Чем ближе помещения были к периферии бункера, тем сильнее их успела атаковать сырость и плесень. Некоторые коридоры напоминали декорации к фильмам ужасов, а гермодвери давно утратили свою герметичность.
Создавалось впечатление, что объект оставили очень давно и с тех пор ни разу не ремонтировали. Вероятно, люди работали здесь в условиях, очень похожих на те, что мы застали.
Каждый блок был отделен герметичной дверью с номерной маркировкой.
Одно из помещений, вероятно, служившее складом или хранилищем, оказалось совершенно пустым и не представляло интереса — просто комната без пола.
Признаки конца
Сделав круг по бункеру, мы двинулись к выходу. Уже были видны первые признаки разложения: некоторые стойки демонтировали и, видимо, готовили к вывозу для сдачи на цветной металл.
В другой части бункера уже успели снять полы — по-другому вытащить толстый медный военный кабель было невозможно. Именно такой кабель представляет наибольшую ценность для сборщиков металлолома из-за высокого содержания меди.
Мы с другом встретились у выхода, взглянули на часы и поняли, что пора уходить. Скоро должно было начать светать, и бдительный охранник мог заметить свежие следы на снегу. Попадаться очень не хотелось, тем более что бежать в таких сугробах было бы бесполезно.
Сделав напоследок несколько кадров, мы выбрались наружу и по уже натоптанной тропе гораздо быстрее добрались до машины, чтобы отправиться домой.
Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.
