Город в котором страшно жить

Планируя своё путешествие по Грузии, я наткнулся на рассказ одного блогера о необычном месте, где «небо прошито нитями канатных дорог». Снимки были настолько атмосферными, что у меня сразу же возникло желание увидеть это своими глазами. Этим местом оказался город Чиатура, расположенный в Имеретии. Сегодня он известен как дом крупнейшего в Закавказье марганцевого завода.

Процветание и упадок

В советскую эпоху добыча марганцевой руды была источником благополучия для всего города. Как и многие промышленные центры того времени, Чиатура процветала, получая стабильное финансирование. Однако с распадом СССР в 1991 году для города наступили тяжёлые времена. Экономический кризис больно ударил по горнодобывающей отрасли, и началось медленное, но неуклонное истощение того наследия, что осталось от «золотого века».

Шахтный комплекс Чиатуры — это четыре подземных рудника и три карьера. Его мощности позволяют добывать около 1,18 миллиона тонн руды и производить 400 тысяч тонн концентрата ежегодно. Добытое сырьё по железной дороге отправляется на завод ферросплавов в Зестапони.

Сейчас предприятие принадлежит грузинскому марганцевому холдингу, который, в свою очередь, является частью британской компании Stemcor. В этот холдинг также входят тот самый завод и местная ГЭС. По данным на 2016 год, на семи шахтах и восьми карьерах было занято немногим более трёх тысяч человек.

Сердце индустриального гиганта

Мне посчастливилось не только добраться до Чиатуры, но и побывать в самом её сердце — на старом марганцевом заводе, который был построен ещё пленными немецкими солдатами. Это место — немой свидетель былой мощи.

Ржавые артерии города

Помимо многочисленных туннелей и шахт, разбросанных по холмам, визитной карточкой города является система канатных дорог. Эти ржавые «воздушные трамвайчики», построенные ещё при Сталине в 1954 году, когда-то доставляли шахтёров к местам работы, преодолевая глубокие ущелья. С тех пор систему ни разу капитально не модернизировали. Сегодня на этих раскачивающихся вагончиках ездят местные жители, рабочие и отчаянные туристы. Поездка — это всплеск адреналина: одновременно страшно и невероятно захватывающе.

Для многих горожан эти ветхие кабинки — ежедневный транспорт на работу, а сам труд проходит в полуразрушенных цехах старого завода. Работа шахтёра и так одна из самых опасных, а здесь к ней добавляется постоянный риск, связанный с изношенным оборудованием и инфраструктурой.

Цена выживания

Зарплата шахтёров здесь составляет около 700 грузинских лари в месяц. Многие из них живут в домах, буквально встроенных в склоны гор. Для добычи руды в туннелях регулярно используют взрывчатку. От сотрясений фундаменты домов трескаются, стены рассыпаются, как картон, а полы и крыши теряют прочность. «Чтобы прокормить семьи, они роют и взрывают землю прямо под своими домами», — с горечью поделился со мной один из рабочих.

Женщины тоже трудятся на этом производстве, в основном на очистке и переработке руды. Многоэтажки на плато над городом напоминают безмолвные памятники коммунистической эпохе, город-призрак. В них часто нет элементарных условий: игнорируются нормы безопасности, не хватает тепла и электричества, а в комнаты просачивается сырость.

Несмотря на пугающую статистику несчастных случаев, открыто говорить о тяжёлых условиях труда здесь непросто. Главная причина — полное отсутствие альтернатив. Как объясняют сами жители, шахты — это практически единственный источник работы в регионе, а значит, и единственный способ выжить для большинства семей.

Говорят, что в последнее время в Чиатуре намечаются небольшие позитивные сдвиги. Мои друзья-путешественники как раз планируют поездку туда в этом году. Я искренне надеюсь, что у них всё получится, и что дела в этом городе, пережившем столько трудностей, действительно потихоньку начинают налаживаться.