Заброшенные гиганты: путешествие на кладбище экскаваторов Морозовского карьера

Одиннадцать лет назад это место гудело от работы: сотни самосвалов сновали по карьеру, а гигантские экскаваторы безостановочно рыли землю, наполняя кубометрами породы. Сегодня эти железные великаны Морозовского карьера стоят в полном безмолвии, постепенно погружаясь в забвение и воду.

История величия и упадка

Морозовский карьер, расположенный в Кировоградской области, был одним из крупнейших угольных разрезов на территории всего СССР. Это уникальное место, где добывали бурый уголь, в советские времена представляло собой образец индустриальной мощи.

После распада Советского Союза дела на карьере пошли под откос. Предприятие пережило тяжёлые девяностые, но в 2009 году его окончательно добили — электричество отключили за долги. Советская и немецкая техника, десятилетиями служившая на разрезе, замерла навсегда. После сокращения штата и отключения насосов карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Теперь это место привлекает лишь энтузиастов индустриального туризма.

С каждым месяцем «экспонатов» этого своеобразного музея под открытым небом становится всё меньше, а добраться до оставшихся — всё сложнее.

Встреча с охранниками и железными легендами

Мне не удалось попасть внутрь заброшенной техники — настроенный крайне недружелюбно сторож был категорически против, а внезапно подъехавшие ребята в чёрной форме на машине, также представившиеся охранниками, вежливо «попросили» покинуть территорию. Пришлось ограничиться съёмкой с вершины карьера.

Главной звездой этого заброшенного места является экскаватор ЭРШР-1600, построенный ещё в 1970 году. Представляете: детали для этого монстра доставлялись по отдельности в течение нескольких лет, а собирали его уже непосредственно на месте работы.

Ещё одна историческая ценность — Конвейерный мост «Трофей», привезённый из Германии после Великой Отечественной войны. До этого, с 1929 года, он служил на угольной шахте в городе Брегвитц.

На территории карьера есть и другие экскаваторы, поменьше. На одном из них сохранилась надпись «НКМЗ» — Новокраматорский машиностроительный завод.

Подводный мир и масштабы гигантов

Под водой теперь покоятся линии электропередач, трубопроводы и многое другое. Почти полностью ушёл под воду и один из драглайнов. На фотографиях эти машины кажутся небольшими, но в реальности их масштабы поражают: стрела экскаватора достигает 70 метров, а объём ковша — 10 кубометров. Издали эти конструкции напоминают скелеты доисторических динозавров, застывшие в неестественных позах.

Сторож, сидевший в будке, категорически отказался от денег и не шёл ни на какие уступки. После пары часов прогулки по краю карьера я решила уехать, чтобы не раздражать человека, который уже грозился вызвать полицию.

Интересно, что он свято верит в возрождение карьера, но время, кажется, уже всё расставило по своим местам...

Эпилог

Наше путешествие состоялось довольно давно, но судя по спутниковым снимкам, какое-то количество заброшенной техники там всё ещё остаётся.

К сожалению, рано или поздно практически любое «кладбище техники» отправляется на переплавку... Если у кого-то из читателей есть актуальная информация о наличии техники на Морозовском карьере, пожалуйста, поделитесь в комментариях!

Координаты: 48°41'18.7"N 32°54'39.0"E (Кировоградская область, Украина)
Фото и текст Алёны «Biolena» — специально для проекта NordSkif & Co