Загадки Вепсского леса: от древних племён до живого наследия

Это Дмитрий Дрозд.

После насыщенного дня, проведённого в каньоне реки Лава и у стен древней Староладожской крепости, а также наблюдения за летучими мышами, возникает желание не сворачивать маршрут, а углубиться в тайны Вепсского леса.

Если отвлечься от грандиозной лесной полосы, простирающейся от Финляндии до Урала, и сосредоточиться на конкретном месте, то сегодня Вепсский лес — это природный парк, особо охраняемая территория площадью почти 190 тысяч гектаров, внутри которой выделено семь отдельных резерватов.

Я питаю особую любовь к Вепсскому лесу. Не из-за экстремальных троп, которые можно найти и вблизи Санкт-Петербурга, а из-за его первозданной, почти нетронутой атмосферы. При этом исторически это был густонаселённый край. Сейчас здесь множество заброшенных деревень, и с каждым годом отыскать их следы среди буйной растительности становится всё труднее — природа безжалостно и быстро забирает своё.

Но дух этих мест всё ещё живёт и манит своей загадочностью. Давайте же поговорим о вепсах, коренном народе этих земель.

Вепсы и истоки Руси: переплетение легенд

Уловили суть? Согласно одной из ключевых исторических легенд, четыре племени объединились и призвали на княжение Рюрика. И произошло это как раз в районе Старой Ладоги. Затем эта дружина двинулась вверх по Волхову, основала Новгород, а преемник Рюрика — Вещий Олег — в 882 году захватил Киев и провозгласил его матерью городов русских, перенеся туда столицу.

Итак, запомним эти имена: Чудь, Весь, Словене и Кривичи. Весь — это и есть предки современных вепсов.

Легенды — прекрасный повод для дискуссий, размышлений и поиска истины!

Сегодня же вепсы — малочисленный народ России, стоящий на грани исчезновения. Их осталось около пяти тысяч, а тех, кто свободно говорит на родном языке, — всего пара тысяч.

При этом внутри народа выделяют три этнографические группы:

* Северные (прионежские) вепсы — живут на юго-западном побережье Онежского озера в Карелии.

* Средние (оятские) вепсы — расселены в верховьях рек Оять, Капша и Паша на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей.

* Южные вепсы — обитают на склонах Вепсовской возвышенности в тех же регионах.

Как я уже отмечал, с каждым годом живых вепсских деревень в лесу становится меньше. Исчезают поселения — безвозвратно угасает и уникальная самобытность этого народа.

Островок памяти: посёлок Курба и его музей

Почти в центре парка «Вепсский лес» есть необычное поселение — посёлок Курба. Необычно оно тем, что относительно молодо: возникло в 1960 году как центр лесозаготовки. В 1970-х здесь жило более 500 человек, была своя школа и детский сад.

Именно ученики местной школы в 1980-х, возвращаясь из краеведческих походов, начали собирать старинные орудия труда и предметы быта из опустевших деревень. К ним присоединились и местные жители. Так сложилась уникальная коллекция, и в 1983 году в школе открылся Музей вепсского быта.

В 2009 году школу закрыли. Музей мог бы кануть в лету, как это часто бывает, если бы не учительница Светлана Ивановна Ершова.

Она сумела увлечь своих учеников наследием предков, пробудить интерес к вепсскому языку и культуре. Ещё в конце 1980-х, помимо математики, она начала преподавать вепсский язык, сделав Курбинскую школу первой в области, где этот предмет стал обязательным. При школе был создан детский фольклорный ансамбль «Rusked boleine». Многие её ученики стали впоследствии журналистами, преподавателями и учёными, хранителями вепсской культуры.

После закрытия школы Светлана Ивановна добилась, чтобы музей получил статус филиала Подпорожского краеведческого музея. На свои средства и с помощью односельчан она отремонтировала пустующее здание бывшей волостной администрации, и в августе 2010 года Музей вепсской культуры и быта вновь открыл свои двери.

Экспозиция занимает три небольшие комнаты, но она невероятно живая и душевная. Здесь можно увидеть вепсскую избу, старинную утварь, орудия охоты и рыболовства, ткацкие станки.

Это очень атмосферное место. Знаете, что в нём самое замечательное? Экспонаты здесь можно аккуратно взять в руки, рассмотреть, почувствовать их историю. Дети от такого подхода в полном восторге!

В такие места нужно приезжать обязательно, особенно с детьми! Это не парадный, «лакированный» музей в центре мегаполиса. Это настоящий, тёплый, живой дом, где гостям всегда искренне рады.

Кстати, именно лучина (тонкая щепка для освещения) дала жизнь русской поговорке «Жив курилка!».

Так и посёлок Курба, где сейчас живёт едва ли сотня человек, подобно той лучине — «Жив курилка!». Он хранит огонь памяти, который стараниями энтузиастов пока не угасает.