Однажды, путешествуя на машине по калужским окраинам, я заметил старинное здание с наглухо заколоченными окнами. Подойдя поближе, разглядел, что вместо обычных досок окна забиты плакатами на авиационную тематику, учебными материалами для летчиков и советскими лозунгами. Это сразу навело на мысль, что место связано с авиацией.
Порывшись в интернете, я выяснил, что наткнулся на один из заброшенных корпусов бывшего летного училища. Масштабы запустения вокруг поразили — такого я не видел давно.
Когда-то курсанты содержали в идеальном порядке не только территорию училища, но и весь поселок. Теперь же здесь лишь зияющие пустотой глазницы окон, руины общежития и столовой. В лихие 90-е все бросились зарабатывать деньги, растащив и распродав все, что представляло хоть какую-то ценность. Сейчас же восстановление потребовало бы колоссальных вложений, но, увы, никому это не нужно.
История места
До конца 2000-х годов училище готовило летчиков, авиатехников и инструкторов для ВВС СССР и России, гражданской авиации и авиаспортивных клубов. Последний выпуск состоялся в конце нулевых, после чего учебное заведение закрыли, а здания законсервировали. С тех пор они стоят бесхозные и никому не нужные.
Не раздумывая долго, я нашел открытое окно, отогнул старый плакат и без труда проник внутрь. Первым, что предстало передо мной, был бывший актовый зал, превращенный в склад для различных плакатов и учебных пособий.
Как выяснилось, в далеком 1957 году училище начало осваивать вертолеты Ми-1 и готовить на них пилотов и инструкторов. Тогда вертолетный спорт был самым молодым в мире, и конкурс на место был огромным. Сейчас же здесь царит полная разруха. Остается загадкой, почему до сих пор все не разворовано окончательно.
На полу валялись различные гидравлические системы и рычаг общего шага несущего винта вертолета. Судя по всему, это были наглядные макеты для курсантов.
Там же лежал неопознанный баллон с полустертой надписью «Зарядка». Может, кто-то из читателей подскажет в комментариях, что это такое?
Главная находка
Двигаясь дальше, в углу я обнаружил самый настоящий турбовальный авиационный двигатель ВК-2500. Согласно информации из сети, его чрезвычайный режим мощности достигает умопомрачительных 2700 лошадиных сил.
Затем я открыл дверь и поднялся на этаж выше. Там располагались учебные классы, каждый из которых был уникален. В них сохранились не только бумажные пособия, но и наглядные экспонаты, которые можно было потрогать и изучить — большая редкость в наше время.
Почти в каждом классе находилось что-то интересное. Можно было часами ходить и изучать каждый стенд. Например, я нашел внушительных размеров пособие по противопожарной системе вертолетов Ми-2.
Снова стенды с гидравликой. Где еще такое можно увидеть вживую?
Помимо железных экспонатов, сохранились и обычные плакаты. На некоторых обучали заполнению технических документов. Все было изложено доходчиво и ясно.
Почти все стулья и столы стояли на своих местах. Учебные материалы лежали в шкафах, покрываясь плесенью, а на столах валялись бутылки из-под крепких напитков с выцветшими этикетками и датами производства конца нулевых. Видимо, последние посетители так прощались с этим местом.
В следующем классе находились парты со встроенными приборами для обучения. Многие из них были вскрыты и испорчены — вероятно, кто-то искал драгоценные металлы.
Удивительно, но многие вещи остались на своих местах. В шкафчике лежало множество технической литературы. Чуть ниже, на этаже, я нашел целую библиотеку, но там было слишком темно для фотографий.
На одной из облупившихся стен висел макет разобранной станции системы радиолокационного опознавания СРО-2.
В некоторых кабинетах встречались закрытые зеленые военные ящики. Внутри, скорее всего, хранились любопытные приборы, которые когда-то стоили немалых денег.
В последнем кабинете я обнаружил стенд воздушной системы Ми-2.
Прощание и история от местного
Сделав еще несколько кадров, я с тяжелым чувством покинул училище. На улице мы встретили местного жителя, который живет прямо напротив. Он рассказал, что после закрытия в 2010 году у училища еще был шанс на возрождение. На его базе планировали создать летный факультет одного из московских вузов и авиашколу «Аэрофлота» для подготовки пилотов. Однако этот шанс был упущен навсегда.
Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.
