С вами Дмитрий Дрозд.
Исследовав каньон реки Лава, не спешите возвращаться в Петербург. Продолжим наше путешествие по удивительным местам, которые хранят память веков.
Сегодняшнее Мурманское шоссе — современная магистраль, но так было не всегда. Большинство старых дорог насчитывает не более полувека. Как же прокладывали пути в прошлом?
Основной артерией для перевозки грузов служили реки. Сухопутные маршруты часто шли параллельно водным путям — безопасность тогда ценилась выше скорости. Одно речное судно могло заменить множество телег, да и течение рек помогало в пути. Так и складывалась картина: водная дорога — главная, а вдоль неё — сухопутная, которой активно пользовались зимой, передвигаясь как по земле, так и по замёрзшему руслу.
Из Новгорода к Ладоге вели старинные тракты — Ореховский и Ладожский. Сегодня их следы отыскать непросто: деревни исчезли, ориентиры стёрлись. Почему? Если дорогой перестают пользоваться, природа быстро берёт своё. За полвека она может полностью зарасти лесом. Я знаю это не понаслышке: во время похода к церкви в Вепсском лесу мы шли по старым лесовозным дорогам. И хотя когда-то по ним ходили тяжёлые грузовики, сейчас некоторые участки так заросли молодняком, что и не разглядишь. А что уж говорить о грунтовых дорогах времён конных упряжек? От них через 50 лет и следа может не остаться. В поисках информации я наткнулся на любопытный факт, но...
Самое сложное в таких поисках — найти доступные источники. В интернете обычно встречаются либо форумы кладоискателей, либо научные диссертации. И те, и другие мало помогают обычному туристу, который просто хочет увидеть исторические места. Я потратил несколько дней, «прокачивая» интернет, но внятной информации почти не нашёл. Пришлось регистрироваться на сайтах, продающих сканы старых карт, и выискивать редкие книги по истории (тиражом порой в 100 экземпляров). Вот и всё!
Почтовый тракт Петра I
Но вернёмся к почтовому Архангельскому тракту. Почему «почтовому»? Именно почтовая служба дала мощный толчок развитию сухопутной сети дорог. Для связи между военными гарнизонами и чиновниками требовались надёжные пути. По указу Петра I между Санкт-Петербургом и Архангельском был проложен такой почтовый тракт.
Именно по его остаткам (а если быть точным, по объездной дороге) мы и отправимся к Новой Ладоге.
В «Военно-статистическом обозрении Российской империи» за 1851 год об этом месте писали так:
Знаете, почему мы поедем по объездке? Вот описание основного тракта того времени:
А на объездной дороге до сих пор сохранились участки отличной булыжной мостовой. По ней определённо стоит проехать хоть раз!
И вот мы в Старой Ладоге.
Первый «стол» Древней Руси
Сразу оговорюсь: в древнерусском языке не было слова «столица». Его заменяли понятия «стол» («старейший стол») и «стольный город». Представление об общерусской столице сформировалось в XI–XIII веках. И первой такой «столицей», «старейшим столом», была именно Ладога — правда, недолго, с 862 по 864 год. Затем на 18 лет главным городом стал Новгород.
И лишь после Ладоги и Новгорода, в 882 году, столицей Киевской Руси вплоть до 1243 года стал Киев.
Сегодня Ладога носит название Старая Ладога (в 1704 году Пётр I лишил её городского статуса, основав неподалёку Новую Ладогу), а Новгород с 1999 года — Великий Новгород. Но, приезжая в Старую Ладогу, мы оказываемся в месте, где зарождалось государство Древняя Русь. Пусть историки спорят, была ли Ладога резиденцией Рюрика те два года, факт остаётся: Ладожская крепость и руины Любшанской крепости напротив, через Волхов, — это первые каменные твердыни Древней Руси!
Лично я всегда настороженно отношусь к «новоделам», к которым относится и нынешняя Староладожская крепость. Для сравнения прикрепляю фото Прокудина-Горского 1909 года — вот как она выглядела 110 лет назад. По изгибу дороги можно понять, где это место сейчас, и оценить масштаб восстановления. Однако! Согласно летописям, в 862 году на месте впадения реки Ладожки в Волхов призванный на княжение Рюрик построил деревянную крепость, где жил с дружиной перед походом на юг. Эта дата, с поправкой на условность летописных датировок, подтверждается археологами. Это вторая по древности русская крепость и подлинное место зарождения государственности! Современные стены конца XV–XVI веков стоят на фундаментах двух более ранних каменных крепостей конца IX и начала XII веков.
Старая Ладога, как и Новгород, стоит на реке Волхов.
Волхов — река-путь
Это единственная река, вытекающая из озера Ильмень. Протекая по Приильменской низменности 224 км, она впадает в Ладожское озеро. Волхов был важнейшей торговой артерией Древней Руси. Фактически, именно благодаря этому пути и возникло государство. Знаменитый путь «из варяг в греки» (или Восточный путь) — водная дорога из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Если быть точнее, основной товаропоток часто шёл в обратном направлении — из Византии к Балтике.
По этому пути везли самые разные товары: из Скандинавии — железо, амбру, моржовую кость, оружие; из Византии — вина, пряности, дорогие ткани, книги; из Прибалтики — янтарь; из Новгорода — меха, мёд, воск, кожи; из Киева — хлеб, ремесленные изделия. Ещё одним страшным товаром были рабы — молодые люди, захваченные викингами в славянских землях для продажи в Константинополе.
А вот самый удивительный факт о Волхове: эта река умеет течь вспять! Когда уровень воды в Ильмене сильно падает, течение может развернуться. Сейчас это редкое явление из-за регулирующей ГЭС, но в 2013 году река на время и вовсе останавливалась, что само по себе невероятно.
На этом наш краткий исторический экскурс можно завершить. Далее — выбор за вами: возвращаться домой или продолжить путь, о чём я расскажу в следующем посте :)
P.S. В массовом сознании «настоящая» история Северо-Запада и России часто начинается лишь с основания Петербурга. Изучая старые карты, я столкнулся с множеством необычных трактовок исторических событий. Эту тему стоит изучить отдельно.
