Меня зовут Дмитрий Дрозд, и это заключительная заметка о нашем путешествии в Нарьян-Мар и обратно.
Путь в сам Нарьян-Мар из Ухты — единственный, других вариантов просто нет. А вот добраться до Ухты из Санкт-Петербурга можно разными дорогами. В одну сторону мы ехали через Сыктывкар, а на обратном пути выбрали другой маршрут — очень живописную трассу, идущую вдоль реки Вычегда.
Выезд из Питера был обычным: Мурманская трасса, Новая Ладога, затем до Вологды — отличный асфальт и не слишком оживлённое движение. Но в этом году была одна особенность: мы отправились 28 декабря, а за окном мелькали зелёные поля! Полнейший сюрреализм. Снега почти не было до самой Вологды, и только после неё он начал появляться, а по мере приближения к Великому Устюгу сугробы становились всё выше. Хотя, честно говоря, ощущалось скорее октябрь, а не конец декабря :)
Что касается трассы, то её, как и в прошлом году, обильно поливали реагентами. А асфальт на повороте с Архангельской трассы в сторону Великого Устюга так и не положили. Классическая российская дорога районного значения. Всё, как обычно. ?
Города по пути
Хочу выделить три населённых пункта, которые запомнились больше всего.
В самом городе, кроме лихих водителей, мы ничего особенного не нашли. Зато рядом есть потрясающее место — деревня Бызовая. А ещё — необычная Печорская ГРЭС.
Кстати, знаете, как расшифровывается ГРЭС? Государственная районная электростанция. Вот так-то!
А необычна она двумя моментами:
- У неё есть собственное водохранилище, которое находится выше уровня реки Печоры, поэтому воду туда закачивают насосами.
- Мощности станции используются не полностью из-за проблемы «запертых мощностей». И причина весьма любопытна! Изначально ГРЭС строилась для снабжения электроэнергией загоризонтной радиолокационной станции, расположенной неподалёку, и линии электропередач дальше просто не прокладывали. Ведь потребности Печорской РЛС в воде и энергии сопоставимы с городом на 100 тысяч жителей. А когда всё построили, оказалось, что вырабатываемую энергию некуда девать — нет линий для её передачи за пределы Печоры. Забавно, правда? Кроме того, на сегодняшний день Печорская РЛС — единственная действующая станция типа «Дарьял». В 2011 году специалисты РТИ заявили, что она исчерпала свой расчётный технический ресурс.
Небольшой и уютный городок, построенный в советское время. Он совсем молодой — с 1984 года! Но нам там было очень комфортно. В основном это город нефтяников и газовиков. Пока мы там гуляли и катались, никто не носился по улицам, все были доброжелательными и гостеприимными.
А ещё Усинск поразил самоорганизацией водителей! В городе с населением меньше 40 000 человек есть группа в Viber «Клуб Усинских Водителей», где 3000 участников! Представляете? Просто вау!
И в городе есть замечательный памятник комару! Комару-нефтянику. Комару — как самому распространённому живому существу, обитающему в северной тундре. В общем, город определённо стоит того, чтобы свернуть с трассы и заехать. Хотя бы чтобы посмотреть на этого комара :)
От Усинска начинаются газовые и нефтяные месторождения прямо возле дороги. А подъезд к посёлку нефтяников Харьягинский вообще создаёт ощущение приближения к Мордору.
Огромное количество нефте- и газопроводов, то тут, то там — факелы, сжигающие попутный газ, всё светится и всё за заборами. Настоящий Мордор! Картина, конечно, очень необычная. Но увидеть её хотя бы раз определённо стоит!
Обратный путь и забытая история
Дорога обратно пролегала по другому маршруту. Мимо очень своеобразного и малоизвестного города.
Сольвычего́дск — город в России, в Котласском районе Архангельской области. Маленький, очень древний, основанный в 1492 году, исторический город, сыгравший важную роль в становлении Российского государства. Практически неизвестный и забытый. Сейчас там живёт 2098 человек! На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 1105 месте из 1115 городов Российской Федерации.Чем он знаменит? Это родовое гнездо всей династии Строгановых! Кстати, я писал, что в Великом Устюге было много храмов на душу населения. Так вот, в Сольвычегодске при населении в 1894 году чуть более 1000 человек было 12 каменных церквей и 1 каменный монастырь! Представляете?
Стро́гановы (Строгоновы) — род русских промышленников и помещиков, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI—XX веков. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род по мужской линии пресёкся в 1923 году.Но и это ещё не всё. С этого города начинается история освоения Сибири. Ведь именно Строгановы полностью финансировали поход Ермака Тимофеевича в Сибирь. А с него и началось освоение сибирских земель!
Правда, это уже тема для отдельной поездки. Путешествие по Перми, Тюмени и Тобольску. И все эти земли были владениями Строгановых. Хороший задел для будущих путешествий. Тема Строгановых вообще невероятно интересна. Даже такая, казалось бы, банальная информация, что во время Северной войны (1700—1721) Строгановы предоставили царю Петру I значительные средства и основали ряд железоделательных и других заводов на Урале, уже сама по себе захватывает!
На этом я и хочу завершить свой рассказ о нашей, казалось бы, простой поездке в Нарьян-Мар.
Не сидите дома! Путешествуйте!
