Вдали от городской суеты, в самой глуши Брянских лесов, среди руин заброшенного пионерского лагеря, мне посчастливилось обнаружить настоящую реликвию — истребитель-перехватчик МиГ-19ПТ. Судя по всему, после списания его установили здесь в качестве памятника. В советские времена такая практика была обычным делом: списанную авиационную технику часто превращали в монументы, устанавливая в парках, скверах и, конечно, в детских лагерях. К сожалению, в лихие девяностые большинство таких памятников пошло под нож, но этому самолёту чудом удалось уцелеть.
Уединение как спасение
Его спасло именно местоположение. Спрятанный в лесной чаще, вдали от крупных населённых пунктов, он остался невидим для случайных прохожих, вандалов и сборщиков металлолома. Фюзеляж, покрытый слоем зелёного мха и усыпанный сосновой хвоей, сохранился на удивление хорошо. Сам пионерский лагерь, приютивший этот экспонат, закрыт уже около двух десятилетий. Его полную историю я обещаю раскрыть в отдельном материале, а сегодня предлагаю сосредоточиться на осмотре самого истребителя.
Мы движемся по давно заросшей аллее, ведущей к бывшей пионерской линейке, где и ждёт нас эта неожиданная находка.
Вблизи легенды
Подходим ближе. Самолёт установлен на металлический постамент. Вероятно, раньше здесь была лестница, позволявшая ребятишкам подняться и заглянуть внутрь кабины через фонарь.
Осматриваем крыло. Чётко видны узлы подвески для управляемых ракет. Под каждым крылом могла размещаться одна из двух ракет К-13Р (Р-3С). Система управления вооружением была довольно продвинутой для своего времени: она позволяла производить как одиночный, так и залповый пуск, а также давала пилоту возможность аварийного сброса или экстренного запуска ракет.
Сейчас всё навесное оборудование и вооружение демонтировано — скорее всего, его сняли ещё на этапе подготовки самолёта к установке на постамент. Фонарь кабины, сделанный из толстого пластика, давно пробит.
На некоторых участках фюзеляжа заметны серьёзные вмятины и деформации. Скорее всего, они появились во время транспортировки машины к месту её вечной стоянки или в процессе монтажа.
Следы былой мощи
Носовая часть истребителя гордо смотрит в небо. Сохранилась даже стойка переднего шасси с колесом. Видимо, при перевозке с самолёта сняли только крылья, а на месте их смонтировали обратно, но уже на металлические опоры.
Сердцем этого перехватчика были два мощных двигателя АМ-9. Они позволяли машине уверенно преодолевать звуковой барьер и развивать скорость до 1.6 Маха в штатном режиме. Суммарная тяга силовой установки, в зависимости от режима работы, составляла от 5200 до 6500 килограмм-силы.
Горький финал
Вот такой немой свидетель эпохи стоит одиноким стражем в брянской лесной глуши. Позже я встретил сторожа, присматривающего за территорией бывшего лагеря. По его словам, дни самолёта сочтены. Как это ни печально, но, вероятно, его ждёт участь многих подобных памятников — отправка в металлолом. Такая уж у него судьба.
А я продолжаю своё путешествие по заброшенному лагерю. Более подробный рассказ о его истории и судьбе ждёт вас в следующих публикациях.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
