Мотособака против снегохода: личный опыт выбора техники для зимнего леса

Вы читаете партнёрский материал. Что это?

Приветствую всех любителей зимних приключений. Среди охотников, рыбаков и просто ценителей походов по заснеженному лесу уже не первый год идёт спор: что практичнее для передвижения — классический снегоход или компактный мотобуксировщик, которого часто называют мотособакой? У каждого варианта есть свои преданные сторонники и весомые аргументы. Я тоже давно слежу за этой дискуссией и хочу поделиться своим взглядом на вопрос, основанным на личном опыте и потребностях.

История снегохода: изобретение, рождённое трагедией

Чтобы понять суть выбора, стоит заглянуть в прошлое. Отцом современного снегохода считается Жозеф-Арманд Бомбардье. С детства увлечённый механикой, в 19 лет он собрал свой первый прототип из деталей разобранного автомобиля. Однако мало кто знает, что путь к созданию этой машины был проложен личной драмой.

Зимой в Квебеке 1930-х годов второстепенные дороги не чистили, и люди были вынуждены «консервировать» свои автомобили до весны. Бомбардье работал над созданием транспортного средства для снега. Решающим толчком стала гибель его маленького сына, который умер от перитонита, потому что во время сильной пурги его просто не смогли доставить в больницу. Эта трагедия заставила изобретателя с удвоенной энергией взяться за создание «зимнего корабля».

Первые серийные модели снегохода В7 (где «В» — от Bombardier, а «7» — количество пассажиров) появились зимой 1936-1937 годов и сразу завоевали признание. С этой даты, можно сказать, и началась эра снегоходов как массового транспорта.

Рождение мотособаки: механическая замена упряжки

А что же мотособака? Откуда взялось такое необычное название?

В 1975 году рыбак и турист Анатолий Васильевич Фомичёв задумался: почему бы не создать механический аналог собачьей упряжки, веками служившей людям на Севере? Если собаки могут тащить нарты с грузом, то и техника должна справиться с такой задачей. Именно эта идея — заменить живых собак механической силой — и подарила устройству имя «мотособака».

Конструкция первой модели была до гениальности проста: на лыжи-сани ставили маломощный двигатель (часто от бензопилы «Дружба» или «Урал», что сам Фомичёв считал самым удачным решением) и руль для управления. Весил такой агрегат 40-65 кг, мог тянуть за собой до 80 кг груза и развивал скорость до 20 км/ч. Эта скромная самоделка и стала прародителем всех современных мотобуксировщиков.

Что же выбрать? Решаем по потребностям

Итак, мы подошли к главному вопросу: что же лучше? Мой ответ — всё зависит от ваших конкретных задач и возможностей. Для большинства из нас отправной точкой становится бюджет. И здесь мотособака однозначно выигрывает по цене.

Если вам нужен транспорт для дальних поездок по обширным угодьям, вы профессиональный охотник или просто цените высокую скорость, то выбор очевиден — снегоход. Но если на первом месте стоит не скорость, а тяговитость, проходимость в густом лесу и возможность перевозки серьёзных грузов, то мотобуксировщик будет отличным решением. Особенно если сравнить соотношение грузоподъёмности и стоимости у двух этих видов техники.

Ещё один ключевой момент — транспортировка. Снегоход из-за своих габаритов и веса не положишь в багажник легковушки. Нужен прицеп или грузовик. У меня, например, ни того, ни другого нет, поэтому для меня критически важна мобильность. Именно поэтому мой выбор пал на мотобуксировщик «АЛЬБАТРОС-L» от компании «Снежный Регион».

Для наглядности приведу его основные характеристики:

Габариты: 1100 х 470 х 650/700 мм (350 мм без двигателя)
Масса: 55 – 65 кг (с двигателем)
Гусеница: композитная, шириной 380 мм
Подвеска: мягкая катковая
Двигатель: 4-тактный бензиновый (АИ-92) + редуктор с автоматическим сцеплением + цепная передача
Максимальная скорость: 23 км/ч
Мощность: в моём случае 8 л.с. (есть модели с разной мощностью)

Эта модель покорила меня своей мобильностью. Она разборная и без проблем помещается в багажник любого легкового автомобиля. Двигатель средней мощности обеспечивает достаточную скорость для перемещений по лесу. Конечно, в метровом рыхлом снегу («пыхляке») он может застрять, но для 30-сантиметрового снежного покрова или накатанной тропы — это идеальный вариант.

Мои планы с мотособакой

Мне нужна техника, чтобы добираться до глухих, заброшенных деревень и исследовать лесные чащи. С её помощью я планирую за зиму найти уединённое место и даже завезти туда некоторые строительные материалы, чтобы начать строить основательную избу вместо временного шалаша.

На «АЛЬБАТРОС-L» можно ездить и вдвоём. Схема проста: первый рейс — везу весь груз, второй — возвращаюсь и забираю напарника. По укатанной дороге он легко тянет двух человек.

Безусловно, если бы у меня был свой дом, гараж и мощный автомобиль для перевозки, я бы, возможно, присмотрелся к снегоходам или более крупной модели вроде мотобуксировщика-толкача «АЛЬБАТРОС-XL8». Но для первого знакомства с подобной техникой и моих текущих задач модели «АЛЬБАТРОС-L» более чем достаточно.

В ближайшие выходные я планирую испытать его в деле — поехать в лес с ночёвкой. Задача мотособаки — доставить меня и весь груз (снаряжение, палатку, печку и запас топливных брикетов) до выбранного места. Посмотрим, как она справится. О результатах обязательно расскажу.