Заброшенный аэродром Вещёво: зимнее путешествие по лесным дорогам Выборгского района

Этот аэродром знаком многим, и не только энтузиастам заброшенных мест и исследователям Карельского перешейка. Его известность связана с громкой историей времен СССР, когда семья Овечкиных предприняла попытку захвата самолета с целью бегства за границу. План сорвался, но история навсегда осталась частью местного фольклора.

Добраться до аэродрома на машине довольно просто — он расположен практически у дороги и давно не охраняется, хотя кое-где еще торчат столбы с остатками колючей проволоки, напоминая о прошлом.

Сейчас здесь мало что сохранилось: главная достопримечательность — заросшая кустарником взлетная полоса, которая зимой под снегом почти неотличима от любой просеки под ЛЭП.

Также здесь можно увидеть несколько пустых укрытий для самолетов.

И заброшенные здания, постепенно разрушающиеся под воздействием времени и природы.

Прелесть лесных дорог

Тем не менее, место это особенное и очень атмосферное. Главное его преимущество — возможность добраться сюда не только по асфальту, но и по многочисленным лесным дорогам. В этом и заключается особая прелесть Выборгского района: леса здесь преимущественно сухие, болот немного, а сеть грунтовых дорог настолько густая, что проехать можно практически на любой машине без специальной подготовки.

По пути, конечно, не обошлось без небольших приключений. Мы немного повредили машину, провалившись в замерзшую лужу, но эти повреждения легко устранить с помощью наших друзей из «Бумгаража». Сразу скажу, что эта поездка для нас была тренировочной и испытательной. Во-первых, мне нужно было привыкнуть к новой машине, а во-вторых — протестировать все самодельное кемперное оборудование.

Дорога через лес

Первым интересным отрезком стал путь от поселка Стрельцово на Глубоком озере до самого аэродрома. На Яндекс.Картах хорошо видна грунтовая дорога, ведущая через лес прямо к цели. Ехать по ней было одно удовольствие, и если бы не те самые коварные лужи в начале, все прошло бы идеально.

Вскоре лед, вода и мрачноватый ельник остались позади. Мы неспешно продолжили путь через светлый, почти праздничный сосновый лес, по ровной промерзшей земле, оставляя первые следы на нетронутом снегу.

Ничего экстраординарного не происходило. Медленно двигаясь, мы просто крутили головами, любуясь зимними пейзажами. Так и хотелось свернуть на каждую боковую дорожку, а еще мы думали о том, как здорово было бы остановиться в таком месте с ночевкой. Но ехать было недалеко — всего около 10 км, поэтому вскоре мы увидели впереди большую дорогу, а за ней — бетонное укрытие для самолета. Аэродром!

На месте

Подъездов к нему несколько, мы выбрали западный. Здесь уже было много следов от машин — место явно популярное у путешественников. Поблуждав по накатанным колеям, мы без проблем добрались до взлетной полосы, где спрятали машину под сенью сосен, чтобы не привлекать лишнего внимания. Хотя было уже около четырех часов дня, мы решили остаться здесь до утра: погулять по окрестностям и выполнить главную задачу — испытать наш почти готовый кемпер. Об этом стоит написать отдельно, но скажу сразу: мое творение из фанеры и заклепок показало себя на отлично.

Вечерняя прогулка по взлетной полосе и утренний осмотр пустых ангаров подтвердили: особых архитектурных или исторических изысков на аэродроме нет. Например, позиции ЗРК «Даль» в Первомайском-1 выглядят куда интереснее. Но Вещёво было не конечной точкой нашего маршрута, и отсюда мы отправились дальше — в сторону Каменногорска.

Дорога на Каменногорск

От Вещёво до Каменногорска по отличной лесной дороге — всего около 30 км. Все эти пути хорошо видны на Яндекс.Картах. Нужно лишь выехать на Вещёвское шоссе, а затем свернуть на север, на дорогу, идущую мимо Макаровского озера. По следам на снегу было видно, сколько здесь ездит людей: все упавшие деревья и даже кусты аккуратно пропилены, и мы не встретили ни одного серьезного препятствия. Сама дорога проходит по невероятно живописным местам: среди скал, валунов и многочисленных уединенных озер. Я в очередной раз поразился красоте этих мест и их потенциалу для коротких вылазок на выходные — на любом транспорте.

Правда, на одной из развилок мы свернули не туда и в конце концов уперлись в лесозаготовителей, которые сказали, что дальше дороги нет.

Мы-то знали, что тупика там нет и по этой дороге можно проехать до Каменногорска вдоль Вуоксы, но не стали мешать рабочим и просто развернулись, выбрав другой путь.

Итоги поездки

Вскоре показалась трасса, по которой мы добрались до Мельниково, а оттуда — домой. Подводя итоги, могу сказать: мне очень хочется возвращаться в эти места снова и снова. Здесь множество прекрасных уголков, а кроме того, в округе сохранились остатки линии Маннергейма, которые можно бесконечно исследовать. На машине, особенно малоснежной зимой, все это становится легко доступным.