В последние годы в РЖД отменили много поездов даже на таком популярном направлении, как Москва – Петербург. Да, им на смену пришли новые двухэтажные составы, скоростные «Сапсаны» и «Ласточки», но часть поездов по-прежнему жалко.
В этом обзоре я собрал некоторые составы, по которым чаще всего тоскую пассажиры и железнодорожные любители.
ЭР-200
Скоростной поезд ЭР-200 был сделан в Риге (ЭР – Электропоезд Рижский). Он ходил между Москвой и Ленинградом (Петербургом) с 1984 по 2009 год, когда ему на смену пришел «Сапсан». Лучшее время в пути ЭР-200 составляло 3 часа 55 минут.
После запуска «Сапсанов» у РЖД были планы сохранить ЭР-200 на региональных маршрутах (обсуждались Москва – Ярославль и Петербург – В.Новгород), но в результате составы «разъехались» по музеям.
Николаевский экспресс
Ночной скорый поезд «Николаевский экспресс» многие любили не только за отличное расписание, но и за особый интерьер и атмосферу. Немецкие купе и СВ 1990-х годов были стилизованы под вагоны начала ХХ века, интерьер поезда был выполнен с использованием зеленого цвета, а проводники носили ретро-форму.
Поезд обслуживала частная фирма «Окдайл», основанная в начале 1990-х годов выходцами из МПС. С 2019 года некоторые вагоны того поезда ходят в составе ретро-поезда «Рускеальский экспресс» в Карелии.
Поезд 197/198
Наверное, только железнодорожные фанаты и жители отдаленных сел помнят поезд №197/198. Он ходил из Москвы в Петербург (Ленинград) окружным путем и находится в пути около суток. Поезд отправлялся с Савеловского вокзала столицы и добирался до Ленинграда через Савелово, Калязин, Сонково, Овинище, Пестово, Хвойную, Анциферово, Неболчи, Будогощь, Мгу. В Сети можно найти служебное расписание этого поезда на 1990 год.
Говорят, что на весь маршрут продажа билетов была закрыта, от Москвы билеты продавались не далее предпоследней станции Мга. Активисты борются за возобновление этого поезда, но ФПК систематически отказывает в этом, ссылаясь на отсутствие пассажиропотока.
«Юность»
Поезд № 23/24 «Юность» – это был дневной поезд, которых ходил между Москвой и Петербургом, делая в пути порядка 10 остановок на всех более-менее крупных станциях. Его отменили с запуском «Сапсана».
В «Юности» были довольно комфортабельные сидячие и купейные вагоны. При этом цены на билет не кусались. Отмена «Юности» вызвала массовое недовольство пассажиров. Писались коллективные письма, собирались подписи, но РЖД не пошло пассажирам навстречу. Лишь в 2019 году, спустя десять лет, между Москвой и Петербургом была пущена дневная «Ласточка», которая делает большую часть из тех остановок, что делала «Юность».
«Аврора»
«Аврора» – еще один поезд из тех, что был сокращен в связи с пуском «Сапсана». Это было что-то среднее между ЭР200 и «Невским экспрессом» с одной стороны и «Юностью» с другой. «Аврора» считалась дорогим и фешенебельным дневным поездом, время в пути составляло около шести часов.
Лично я не любил «Аврору» из-за сидячих мест, расположенных не в вагоне открытого типа (как в самолетах или автобусах), а в купе, где шесть человек были вынуждены сидеть напротив друг друга. Тем не менее, «Аврора» – это был бренд, который существовал с 1963 года и был похоронен в 2010 году.
Электричка
Еще один дневной поезд, о котором я хочу поплакать, – это электричка. Можно сказать, предвестник «Ласточки». Была такая компания «Пассажирские перевозки», и была у нее чудо-электричка ЭД4МКу.
Это была интересная разработка Демиховского завода с вагонами разных классов, баром, климат-контролем (для середины 2000-х, когда ее сделали, это был прорыв) и т.д. Ходила она также, как и «Юность», со многими остановками.
После отмены ее какое-то время гоняли из Москвы в Ярославль, потом снова в Петербург, а затем стали использовать на пригородных маршрутах в Московской области. Недавно я ее видел на Киевском вокзале.
***
На направлении Москва – Петербург (Ленинград) было еще несколько запоминающихся поездов. Например, «Интурист» и «Березка», но поскольку в советское время это были поезда для иностранцев, а в 1990-х качество обслуживания в них значительно упало, по ним мало кто грустит.
В 2000-е между Москвой и Петербургом ходили фирменные поезда «Две столицы», «Афанасий Никитин» и «Северная Пальмира». Все они отменены («Северная Пальмира» сохранила маршрут на Адлер).
Поезд «Смена», который предназначался для обучения молодых проводников ремеслу и формировался в Петербурге, утратил свое предназначение (хотя сохранил номер и название, но оно теперь ни о чем не говорит) и стал двухэтажным...