За последнее время на магистрали между Москвой и Петербургом исчезло немало привычных составов. Да, их место заняли современные двухэтажные поезда, стремительные «Сапсаны» и комфортабельные «Ласточки», но по некоторым из прежних маршрутов до сих пор ностальгируют. Мне, как и многим, знакомо это чувство легкой грусти по ушедшей эпохе.
В этой подборке я хочу вспомнить те самые поезда, о которых чаще всего с теплотой отзываются и обычные пассажиры, и настоящие ценители железных дорог.
ЭР-200: первопроходец скорости
Легендарный скоростной электропоезд ЭР-200, чья аббревиатура расшифровывается как «Электропоезд Рижский», был детищем рижских инженеров. Он связывал две столицы — Москву и Ленинград (позднее Петербург) — с 1984 года вплоть до 2009-го, когда его окончательно сменил «Сапсан». Рекордное время в пути этого состава составляло всего 3 часа 55 минут, что для своего времени было настоящим прорывом.
После прихода «Сапсанов» у руководства РЖД возникали идеи использовать ЭР-200 на других направлениях, например, из Москвы в Ярославль или из Петербурга в Великий Новгород. Однако этим планам не суждено было сбыться, и теперь эти легендарные составы можно увидеть лишь в музеях железнодорожной техники.
«Николаевский экспресс»: путешествие в прошлое
Ночной скорый «Николаевский экспресс» пассажиры ценили не только за удобное расписание, но и за совершенно особую, почти театральную атмосферу. Вагоны, произведенные в Германии в 1990-х, были стилизованы под классические составы начала XX века. Интерьер выдерживался в глубоких зеленых тонах, а проводники щеголяли в специально пошитой ретро-форме, что создавало полное ощущение путешествия во времени.
Обслуживанием этого уникального поезда занималась частная компания «Окдайл», основанная бывшими сотрудниками МПС. Интересно, что с 2019 года часть вагонов из состава «Николаевского экспресса» обрела вторую жизнь — теперь они курсируют в Карелии в составе туристического ретро-поезда «Рускеальский экспресс».
Поезд №197/198: забытый окружной путь
Пожалуй, только самые преданные железнодорожные энтузиасты и жители глухих деревень помнят этот необычный состав. Поезд под номерами 197/198 следовал из Москвы в Ленинград (Петербург) не по прямому пути, а делал огромную петлю, преодолевая расстояние почти за сутки. Его маршрут с Савеловского вокзала пролегал через целую вереницу малых станций и полустанков: Савелово, Калязин, Сонково и многие другие. В интернете до сих пор можно отыскать его служебное расписание образца 1990 года.
Ходили слухи, что билеты на весь маршрут от начала до конца не продавались — из Москвы можно было доехать только до предпоследней станции Мга. Сейчас активисты и краеведы периодически поднимают вопрос о возрождении этого маршрута, однако Федеральная пассажирская компания неизменно отвечает отказом, аргументируя это отсутствием достаточного пассажиропотока.
«Юность»: народный дневной поезд
Поезд №23/24 с гордым именем «Юность» был популярным дневным маршрутом, который, в отличие от экспрессов, делал около десяти остановок во всех более-менее крупных населенных пунктах по пути. Его судьба была предрешена с запуском высокоскоростного «Сапсана».
«Юность» славилась своим демократичным соотношением цены и комфорта: здесь были и удобные сидячие вагоны, и купе. Отмена этого поезда вызвала настоящую волну возмущения среди пассажиров. Люди писали коллективные письма, собирали подписи под петициями, но РЖД осталась непреклонна. Лишь спустя целое десятилетие, в 2019 году, на направлении вновь появилась дневная «Ласточка», которая, к счастью, унаследовала большинство остановок старой доброй «Юности».
«Аврора»: фешенебельный символ эпохи
«Аврора» — еще одна жертва наступившей эры скоростного движения. Этот поезд занимал промежуточное положение между супер-экспрессами вроде ЭР-200 и «Невского» и более демократичной «Юностью». Он позиционировался как дорогой и престижный дневной состав, преодолевавший расстояние между столицами примерно за шесть часов.
Признаюсь, лично для меня «Аврора» не была идеалом комфорта из-за своей планировки: сидячие места располагались в закрытых купе, где шестерым пассажирам приходилось весь путь сидеть лицом к лицу. Тем не менее, нельзя отрицать, что «Аврора» была настоящим брендом, живой легендой, которая существовала с 1963 года и была окончательно списана со счетов в 2010-м.
Чудо-электричка ЭД4МКу
Еще один дневной состав, по которому я позволяю себе немного погрустить, — это особая электричка. Ее можно считать прямым предшественником современных «Ласточек». Речь идет о разработке Демиховского завода — электропоезде ЭД4МКу, который эксплуатировался компанией «Пассажирские перевозки».
Для середины 2000-х годов это был настоящий технологический прорыв: состав с вагонами разных классов комфортности, собственным баром, системой климат-контроля и другими «фишками». Маршрут ее следования, как и у «Юности», включал множество остановок. После отмены на основном направлении эту электричку какое-то время использовали на маршруте Москва — Ярославль, затем снова вернули в Петербург, а в итоге перевели на пригородные линии Подмосковья. Совсем недавно я видел один из таких составов на Киевском вокзале — выглядел он уже совсем иначе, но в памяти остался именно тем, передовым поездом.
***
Конечно, на линии между Москвой и Петербургом (Ленинградом) было и несколько других примечательных составов. Например, «Интурист» и «Березка», но поскольку в советские времена они предназначались в основном для иностранных туристов, а в бурные 1990-е уровень сервиса в них резко упал, особой ностальгии по ним не наблюдается.
В 2000-е годы по этому направлению также курсировали фирменные поезда «Две столицы», «Афанасий Никитин» и «Северная Пальмира». Все они, увы, канули в лету (хотя «Северная Пальмира» и сохранилась, но сменила маршрут на направление в Адлер).
А еще был учебный поезд «Смена», созданный для подготовки молодых проводников. Со временем он утратил свою первоначальную функцию, и хотя номер и название сохранились, сегодня они уже ничего не говорят новому поколению пассажиров, ведь теперь это обычный двухэтажный состав...
