В Шолоховском мемориальном музее есть один особенно интересный объект — приходское училище. Именно здесь с 1912 по 1914 год постигал азы наук будущий классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов.
Мне часто доводилось слышать мнение, будто казаки были в массе своей людьми неграмотными, больше полагавшимися на удаль и саблю, чем на книжную премудрость. Поэтому мне было вдвойне любопытно своими глазами увидеть, чему же на самом деле обучали детей в начале прошлого века в станице Каргинской.
Аутентичная обстановка класса
Снаружи здание, конечно, отреставрировано, и его исторический облик немного сглажен. Но внутри всё дышит подлинностью: обстановка сохранена с удивительной точностью, позволяя полностью погрузиться в атмосферу той эпохи.
В те годы, когда здесь учился юный Миша Шолохов, образование было раздельным: мальчики и девочки обучались отдельно друг от друга.
Первое, что бросается в глаза, — непривычные парты. Они совсем не похожи на те, к которым мы привыкли в советских и современных школах, где за одной партой сидят двое. Здесь же они рассчитаны сразу на трёх учеников.
Расположение учительского стола тоже отличается от современного. Он стоит не сбоку, а по центру класса, прямо напротив учеников. А вот классная доска расположена у окна — она не висит на стене, а установлена на специальную треногу.
Интересная деталь: звонок на урок и с урока подавал не кто иной, как сам учитель. На его столе обязательно лежал классный журнал, стояла чернильница и лежало перо для письма.
Искусство чистописания и царский портрет
Письмо перьями было целым искусством, которое, увы, почти забыто в нашу эпоху шариковых ручек. Ученики ставили кляксы, использовали промокашки, а чистописание (или, как тогда говорили, пропись) было одной из важнейших дисциплин, воспитывавших терпение и аккуратность.
Ну и, конечно, на стене класса висел обязательный портрет царствующего императора. В годы учёбы Шолохова это был портрет Николая II. Удивительно, но этот исторический артефакт каким-то чудом сохранился до наших дней.
Неожиданно высокий уровень образования
Помимо базовых предметов вроде арифметики и чистописания, в программу входили и естественные науки. И вот это стало для меня настоящим открытием.
Я с детства увлекался динозаврами и даже мечтал стать палеонтологом. Поэтому был искренне поражён тем, насколько глубоко и серьёзно преподавались естественные науки, включая палеонтологию, в обычном станичном училище.
Наглядные пособия и учебные материалы позволяли любознательным казачатам узнать, например, кто такой эласмозавр — морской ящер, родственный плезиозаврам (фактически, это один из видов плезиозавров).
Согласитесь, для станичной школы начала XX века это более чем достойный уровень образования? Мой визит в это училище полностью развеял миф о тотальной неграмотности казачества. Здесь давали не просто начатки знаний, а закладывали фундамент для развития мыслящей, образованной личности.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | МОЙ INSTAGRAM | МОЙ YOUTUBE
