Почему угроза отменить поезд из-за двух бабушек — ошибка губернатора

С первого марта 2020 года в Псковской области планируют вернуть один из пригородных маршрутов, который когда-то был упразднён после знаменитой реформы РЖД, инициированной Владимиром Якуниным. Однако глава региона уже предупредил: если составом не будут пользоваться, его снова закроют. На мой взгляд, такая позиция ошибочна и не учитывает всей сложности ситуации.

Как реформа уничтожила местное железнодорожное сообщение

Ещё в начале 2000-х годов пригородные перевозки в Псковской области работали вполне исправно. Я сам не раз ездил этими маршрутами и помню, как по пятницам, воскресеньям или в летний сезон в вагонах было не протолкнуться — все места были заняты.

Всё изменилось в 2010-е, когда руководство РЖД во главе с Владимиром Якуниным, заручившись поддержкой властей, провело масштабную реорганизацию. Если раньше вся железнодорожная инфраструктура управлялась единым монополистом, то после реформы за разные участки стали отвечать отдельные компании. Финансирование и заказ пригородных перевозок переложили на региональные бюджеты.

Результат не заставил себя ждать: многим областям оказалось невыгодно содержать местные маршруты, и они стали их массово закрывать. Псковская область не стала исключением.

Прошло почти десять лет. Где-то движение кое-как восстановили, где-то заменили поезда автобусами, а где-то людям просто сказали: ищите другие способы передвижения.

История маршрута Псков — Скангали: поезд есть, но не для всех

Одной из таких «жертв» реформы стало направление Псков — Остров — Пыталово — Скангали. Скангали — небольшая приграничная деревня у границы с Латвией. Поезд там разворачивался, но основная часть пассажиров выходила раньше, на промежуточных станциях.

После изменений формально состав отменили для обычных людей. Но на самом деле он продолжал курсировать — только возил исключительно рабочих железной дороги. Пассажиров брать на борт запретили. В интернете даже есть видео 2017 года: тепловоз тащит всего один вагон, и он пустой.

Такая практика, когда поезд официально не существует для населения, но ходит для служебных нужд, у нас, к сожалению, не редкость. Власти и РЖД не видят в этом ничего странного, хотя обычные люди и блогеры постоянно на это указывают.

Что изменилось при новом губернаторе

Несколько лет назад в области сменился руководитель. Прежний губернатор Андрей Турчак, при котором пригородное сообщение было фактически похоронено, получил повышение — ушёл в руководство партии «Единая Россия».

Новый глава региона Михаил Ведерников сумел договориться с РЖД о запуске скоростных «Ласточек» между Псковом и Петербургом (сейчас ходят уже четыре пары в день), об их продлении до Печор и пообещал вскоре связать ежедневным сообщением Псков и Великие Луки. Также появилась «Ласточка» через Великий Новгород до Петрозаводска.

А вот про маршрут до Скангали всё это время не забывали местные жители. Они активно писали обращения, задавали вопросы на встречах с губернатором.

И их усилия дали результат. С 1 марта 2020 года движение обещают восстановить — но только по понедельникам и воскресеньям.

Почему позиция губернатора неверна

Давайте разберёмся. Региональные поезда больше всего востребованы в определённые дни: вечером в пятницу и утром в субботу — когда люди уезжают из областного центра домой, и вечером в воскресенье с утром в понедельник — когда возвращаются обратно. Это связано с двумя причинами: во-первых, многие работают в городе, а на выходные едут в родные деревни; во-вторых, так же перемещаются дачники.

Поэтому запуск поезда только по воскресеньям и понедельникам, без пятницы и субботы, выглядит очень странно. Получается, в одну сторону человек может доехать на поезде, а обратно — уже нет. Это неудобно, а часто и невозможно, если, например, ты приехал на своей машине. При таких условиях привычка пользоваться железной дорогой просто не успеет сформироваться.

Но губернатор пошёл ещё дальше. Он прямо заявил, что ждёт быстрых результатов по заполняемости:

«Если будут ездить две бабушки, то поезд придётся отменить. Пока поезд будет ходить дважды в неделю, если будет необходимость внести коррективы, мы это сделаем. Если будет заполняемость, то можно будет ввести и дополнительные пары», — приводит его слова региональный портал pskovobl.info.

Оставим за скобками примеры из Великобритании или Японии, где железнодорожные станции не закрывают, даже если там остаётся всего один пассажир. Понятно, что у нас свои реалии и подходы.

Но, видимо, губернатору никто не объяснил ключевую разницу между скоростными «Ласточками» и обычными пригородными маршрутами. «Ласточки» на направлении Петербург — Псков вышли на готовый пассажиропоток — люди уже пользовались маршрутками и просто ждали более комфортной альтернативы.

С пригородными поездами история иная. После их отмены многие жители сёл и деревень вынуждены были перестроить свою жизнь. Кто-то купил машину, кто-то переехал в город, потому что стало недобраться до дома, кто-то сократил поездки на малую родину до летнего сезона.

Наивно полагать, что все эти годы люди сидели и ждали у полуразрушенной станции, а теперь, когда поезд наконец-то пустили (да ещё всего два дня в неделю), сразу же бросятся его занимать. Чтобы маршрут заработал, о нём нужно узнать, рассказать знакомым, он должен войти в распорядок жизни. На это нужно время.

Хочется попросить: дайте, пожалуйста, этот текст почитать губернатору Ведерникову. Спасибо ему за «Ласточки» и за шаг к восстановлению пригородного сообщения. Но в этом деле важно проявить терпение и дать людям и маршруту шанс.