Двухвагонные сцепы: что обещали и что получилось на самом деле

В 2019 году РЖД запустили программу по обновлению парка пассажирских вагонов. Особый интерес вызвали так называемые двухвагонные сцепы, или вагоны модели «2019». Производитель позиционировал их как «новое поколение» железнодорожного транспорта. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями, основанными на презентации и личной поездке, и сравню громкие заявления с реальностью.

Первый двухвагонный состав был представлен в Москве в мае 2019-го, а уже в ноябре такие вагоны, включая плацкартные и купейные, вошли в состав поезда «Белогорье» на маршруте Москва–Белгород. Мне довелось побывать на презентации и затем проехать в этих вагонах, что позволяет мне дать объективную оценку.

Обслуживание: один проводник на два вагона?

Изначальная концепция:

ФПК говорила о внедрении «малолюдных технологий обслуживания». На практике это означало, что один проводник будет обслуживать целый двухвагонный сцеп. Пассажиры должны были заходить и выходить только через один вагон, чай и кофе продавались бы через автоматы, а освободившееся купе проводника планировали переоборудовать под комнату с холодильником и микроволновкой для общего пользования.

Реальность:

На деле посадка осуществляется во все вагоны. В каждом из них едет свой проводник, который лишь на ночь может ненадолго отлучиться в соседний вагон, оставив соответствующую табличку. Рядом с кулером установлено переговорное устройство для связи. Ни холодильников, ни микроволновок для пассажиров нет — купе проводника сохранено в каждом вагоне. Чай и кофе можно купить как в автоматах, так и у проводника.

Лично я считаю, что решение оставить проводников в каждом вагоне — это плюс. Однако многие СМИ изначально преподносили эти составы как вагоны с холодильниками и микроволновками, что создало у пассажиров завышенные ожидания. Для длительных поездок возможность хранить и разогревать свою еду была бы действительно полезным дополнением.

Климат-контроль в купе

Изначальная концепция:

На тестовом образце в каждом купе был установлен регулятор температуры, позволяющий пассажирам настраивать её в пределах пяти градусов.

Реальность:

В серийных вагонах индивидуальных регуляторов температуры в купе нет.

На мой взгляд, отказ от этой опции — серьёзный шаг назад. Индивидуальный климат-контроль был одной из ключевых заявленных инноваций, но в итоге от него тихо отказались.

Телевизоры в купе

Изначальная концепция:

На презентации демонстрировались вагоны, в каждом купе которых были установлены телевизоры.

Реальность:

Телевизоров в купе нет.

Я считаю это правильным решением. В таком общественном пространстве, как купе поезда, важно соблюдать «аудиогигиену». Тот, кто хочет посмотреть фильм, может сделать это с ноутбука или телефона в наушниках. Наличие общего телевизора не повышает уровень сервиса, но может стать причиной конфликтов между пассажирами.

Душевая кабина в вагоне

Изначальная концепция:

В одном из туалетов каждого вагона сцепа планировалось оборудовать душевую. На презентации представители ФПК говорили, что пользование душем будет платным. Это вызывало вопросы: второй туалет оказался бы постоянно закрыт, открываясь только для оплативших услугу. Одного оставшегося санузла на 36 мест в купе или 54 в плацкарте явно бы не хватало.

Реальность:

В итоге туалет с душевой открыт для свободного посещения. Воспользоваться душем может любой желающий. За отдельную плату у проводника можно приобрести тапочки, набор с мылом и шампунем, а также взять в аренду банное полотенце. Если у вас всё это есть с собой, душ будет абсолютно бесплатным.

На мой взгляд, это оптимальный компромисс! Конечно, всегда есть риск, что кто-то надолго займёт туалет с душем, но здесь остаётся надеяться на сознательность пассажиров.

Пурифайер вместо титана, сейфы, вторые шторки

Что касается других нововведений, то они сохранились. В двухвагонных сцепах вместо привычных титанов установлены пурифайеры, которые фильтруют, а также нагревают или охлаждают воду. Пассажиры могут набрать и горячую, и холодную воду, но кипятка, как в старых титанах, здесь уже нет.

В каждом купе появилось четыре индивидуальных сейфа. Они встроены в ящики для вещей, причём сейф для верхнего пассажира расположен внизу. Это не самое удачное решение: у пассажиров нижних полок практически не остаётся места для багажа.

Ещё одно новшество — двойные шторки на окнах. Первая лишь затемняет стекло, а вторая закрывает его полностью. Оценить все преимущества этого решения мне не удалось, так как моя поездка проходила в тёмное время суток.

Также в купе появился складной столик с откидными «крыльями». По задумке, это должно было сделать более комфортным сон для пассажиров нижних полок. На мой взгляд, это удобно только если на столе ничего нет. Если же на нём стоит еда и напитки, складывать его становится не очень практично.

Подводя итог, могу сказать, что вагон в целом получился не хуже всего, что выпускалось ранее. Однако если бы производитель не отказался от индивидуального климат-контроля и нашёл более продуманное решение для размещения сейфов, уровень комфорта был бы значительно выше.

В ближайшее время я подробнее расскажу о поездке в таких вагонах (и в плацкарте, и в купе) и поделюсь впечатлениями от сервиса в фирменном поезде «Белогорье».