Страшный суд над входом: средневековые барельефы Бернского собора

В самом сердце Старого Берна — исторического района, который считается туристической жемчужиной и находится в городе, исполняющем роль фактической столицы Швейцарии, — возвышается величественный позднеготический собор. Это здание не только поражает своей архитектурой, но и держит национальный рекорд: его колокольня является самой высокой в стране.

История Бернского собора насчитывает почти шесть столетий. Строительство нынешнего здания началось в XV веке, причем возводили его вокруг более старой церкви, которая постепенно была поглощена новым сооружением.

Интересно, что интерьер храма довольно аскетичен, что характерно для протестантских церквей, лишенных пышного убранства. От первоначального богатого оформления XV века в ходе борьбы с излишней декоративностью уцелели лишь немногие элементы.

Уцелевшие сокровища: витражи и барельеф

Одним из таких сокровищ являются старинные витражи. Трудно поверить, но эти хрупкие цветные стекла пережили века и сегодня считаются невероятной ценностью. Особенно знаменит витраж «Пляска смерти», который привлекает посетителей со всего света.

Второй яркий и уникальный элемент — монументальная барельефная композиция, расположенная прямо над главным порталом собора. Ее автором стал Эрхард Кюнг, который руководил строительством храма с 1483 года.

Эта композиция невероятно детализирована и захватывает внимание. Чтобы рассмотреть все сцены и нюансы, требуется немало времени. Я сама наблюдала, как люди подолгу стоят перед входом, а один человек даже использовал небольшой бинокль — видимо, хотел изучить каждую фигуру в мельчайших подробностях.

Картины Страшного суда: рай и ад

Что же изображено на этом барельефе? Он представляет собой живописную иллюстрацию Страшного суда — таким, каким его видели люди в эпоху Средневековья.

Композиция четко разделена на две части. Слева изображены праведники. Их можно узнать по крестам на лбах и светлым, струящимся одеяниям. Взрослые нежно держат за руки своих златокудрых детей. На всех лицах — умиротворенные улыбки, а глаза сияют счастьем, ведь за добродетельную жизнь им открываются врата рая.

Правая часть куда более драматична. Здесь в действие вступают клыкастые, зеленокожие демоны, которые вершат расправу над грешниками. Любопытно, что в отличие от своих соседей слева, все грешники показаны обнаженными.

Выражения их лиц полны страдания, уголки губ опущены — ни о каких улыбках речи уже не идет. А демоны проявляют изощренную жестокость: методы наказания поражают разнообразием.

Кого-то хватают клещами за самое ценное — возможно, намекая на грех скупости или алчности. Других сбрасывают в геенну огненную, третьих заковывают в тяжелые цепи, четвертым также достается по полной программе. Фантазия средневекового мастера, надо признать, была поистине безграничной!