Недавно я рассказывала о дноуглубительной машине вековой давности, чей облик многих заставляет думать, что это современная техника. Это натолкнуло меня на мысль: а на чём ещё передвигались в начале XX века? Ответ легко найти, погрузившись в уникальную фотохронику Сергея Прокудина-Горского, созданную примерно 110 лет назад.
Если вас удивляет цветное качество снимков, стоит узнать больше об этом фотографе. Он был настоящим первопроходцем цветной фотографии в России. Его новаторская техника и выдающееся качество работ впечатлили даже императора, который оказывал мастеру всемерную поддержку в его экспедициях по стране.
Не только земснаряды
Хотя Прокудин-Горский оставил множество снимков землечерпалок (пролистайте фотографии справа налево, их здесь несколько), сегодня я хочу сосредоточиться на разнообразных средствах передвижения, запечатлённых его объективом.
Водные пути: от глиссера до парохода
Во время одной из экспедиций по реке Чусовой сам фотограф передвигался на этой необычной лодке. На самом деле, это глиссер, оснащённый пропеллером, — довольно прогрессивное для своего времени судно.
Путешествуя по Мариинской водной системе в 1909 году, он использовал паровой катер «Заря», который выглядел именно так.
На участке от Свири до Рыбинска его сопровождал служебный колёсный пароход Министерства путей сообщения «Шексна». Этот корабль можно увидеть на многих снимках, сделанных в разных точках маршрута.
А вот пароход «Тюмень», на борту которого фотограф в 1912 году прошёл по реке Тобол.
Царские условия: специальный вагон
Для комфортной работы и жизни в пути Прокудину-Горскому выделили целый специальный вагон, оборудованный под его нужды. Это была настоящая роскошь по тем временам.
В своей автобиографической записке 1932 года мастер так описывал этот вагон: «В результате доклада его [министра путей сообщения Рухлова] Государю, мне был дан по Высочайшему Повелению Пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в темную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников. Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д.»
И даже автомобиль
Был в распоряжении экспедиции и автомобиль. В своих мемуарах Прокудин-Горский упоминает: «Для обработки Урала и перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль сист. Форда, пригодный для трудных дорог.» К сожалению, сам фотограф его не запечатлел, но выглядела эта машина, судя по всему, вот так.
Речные встречи
Впрочем, основное место в транспортной коллекции Прокудина-Горского занимают различные речные суда, встреченные им во время путешествий (хотя и их на снимках не так уж много).
Источник фотографий: www.prokudin-gorsky.org
