Как меня вербовали в туристическую пирамиду: личный опыт встречи с InCruises

Не так давно мне довелось совершить поездку на поезде из Москвы в Санкт-Петербург. Вагон плацкарта был почти пуст — нас было всего пятеро пассажиров. Одна из попутчиц, симпатичная и хорошо одетая женщина средних лет, оказалась прямо напротив меня. Мы разговорились, и эта беседа оказалась весьма необычной.

Вербовка: дешевые круизы

Моя собеседница сразу расположила к себе — она была приятна в общении и как бы между делом упомянула, что регулярно путешествует по миру на круизных лайнерах. Меня это заинтересовало, ведь я сам недавно плавал на пароме из Хельсинки в Стокгольм и планировал подобную поездку из Таллина. Когда я поинтересовался, как ей удается так часто позволять себе круизы, она рассказала, что пользуется особыми скидками через один клуб. «Это что-то вроде турагентства?» — уточнил я. «Скорее, сообщество единомышленников», — ответила она и дала контакты офиса.

Стал расспрашивать подробнее. Если коротко, суть предложения была такой: якобы круизная индустрия переживает не лучшие времена, и чтобы спасти ее и дать людям возможность увидеть мир, некий предприимчивый американец создал клуб InСruises. По словам женщины, он руководствуется не коммерческими интересами, а желанием сделать планету лучше. Механизм прост: каждый участник ежемесячно вносит 100 долларов, клуб удваивает эту сумму, и накопленное можно тратить на круизы — но только на них.

Разоблачение: подводные камни

Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось множество неприятных деталей. Оказалось, что воспользоваться «удвоенными» деньгами можно только через пять лет членства. В первый год доступно лишь 20% от суммы, которую добавляет клуб, во второй — 40%, и так далее. При выходе из клуба средства не возвращаются. Кроме того, тур нужно бронировать не позднее чем за два месяца до отправления.

Получается своеобразная ловушка: допустим, вы потратили на круиз 1000 долларов со своего счета. После этого вы еще как минимум два месяца обязаны продолжать вносить платежи, иначе поездка аннулируется. А вернувшись из путешествия, вы вряд ли захотите покидать клуб — ведь на счету уже скопилась очередная сумма (пусть и виртуально увеличенная) на следующий отпуск. Система продумана до мелочей, чтобы удерживать людей как можно дольше.

«Хорошо, — говорю я. — Допустим, я откажусь от других видов отдыха — ни пляжей, ни поездок по Европе, ни дачи — и буду дважды в год возить семью исключительно на круизы. Но где гарантии, что ваш клуб не рухнет, как финансовая пирамида? Ведь очевидно, что платить удвоенные суммы вы можете, только пока приходят новые участники».

В ответ я услышал что-то про отсутствие гарантий в современном мире, но с оговоркой, что счета компании открыты в солидных международных банках, которые якобы обеспечивают надежность.

Пирамида или секта

Признаюсь, на каком-то этапе мне даже стало интересно попробовать: откладывать 6–7 тысяч в месяц, зато потом устроить семье роскошный отдых. Я попросил зарегистрировать меня на сайте клуба, чтобы изучить всё изнутри.

Однако сайт оказался малополезным: он показывал только базовые цены на самые дешевые каюты без дополнительных услуг. Зато я нашел и внимательно прочитал правила клуба и раздел часто задаваемых вопросов.

Там обнаружилось много любопытного. Например, на вопрос о гарантиях был прямой ответ: «Нет, мы все рискуем».

Еще один пункт гласил, что компания оставляет за собой право исключить любого участника из клуба в любой момент без объяснения причин: «INCRUISES может по своему усмотрению прекратить, приостановить или ограничить вашу учетную запись без вашего согласия, предварительного уведомления или объяснений и без какой-либо ответственности. Вы можете прекратить или приостановить свою учетную запись в любое время по любой причине».

Была и оговорка о том, что за критику в интернете InCruises также исключает из своих рядов. То есть если вам что-то не понравится, пожаловаться публично вы не сможете — кто захочет рисковать вложенными деньгами? Это уже напоминало не столько клуб, сколько секту.

Я решил поискать информацию в англоязычном интернете. Упоминаний об InCruises оказалось крайне мало — даже статьи в Википедии о нем или его основателе нет. Почти все обсуждения велись в русскоязычном сегменте. Крупные круизные компании на своих официальных сайтах тоже ничего о партнерстве с этим клубом не сообщали.

Но главное, я понял, почему та женщина в поезде так активно меня агитировала. Оказалось, у клуба есть щедрая реферальная программа: за привлечение новых участников в эту пирамиду (а я убедился, что InCruises — именно пирамида) полагаются серьезные скидки и даже бесплатные туры.

Через несколько дней в ленте Facebook я увидел пост от знакомой: она собирала группу людей, чтобы рассказать, как путешествовать на круизных лайнерах «дешево и со вкусом». Видимо, идея уже пошла в народ.