Когда японцы позволяют себе похвастаться: между традиционной скромностью и современными трендами

В японском обществе открытое хвастовство традиционно считается дурным тоном и часто воспринимается негативно. Однако, будучи людьми, японцы тоже иногда нарушают это негласное правило этикета и позволяют себе немного похвалиться. Многие из них даже проводят своеобразную градацию: выделяют «плохое» хвастовство, которое у нас могли бы назвать пустым «понтованием», и «хорошее» — связанное с реальными личными достижениями, вроде победы в спортивных соревнованиях.

Стоит отметить, что сама культура хвастовства для Японии — явление относительно новое. Многие японцы полагают, что оно пришло вместе с западным влиянием и зачастую выставляет напоказ не самые лучшие человеческие качества. Особенно эта тенденция заметна среди так называемой «золотой молодежи», которая в большей степени ориентируется на западные ценности, нежели на традиционную японскую скромность.

Иномарки и другие иностранные товары

Это излюбленная тема для хвастовства среди обеспеченной японской молодежи. Для большинства японцев автомобиль — это в первую очередь надежное, безопасное и практичное средство передвижения. Не так уж важно, BMW это или Toyota, главное — удобство, безопасность и разумная стоимость владения.

Но есть и те, кто видит в машине, прежде всего, символ статуса. Эта мода ярко проявилась, например, в подпольных уличных гонках, которыми славится Япония. Если раньше на таких гонках ценилось мастерство водителя и технические возможности тачки, то сейчас нередко главным становится демонстрация дороговизны и броского внешнего вида автомобиля.

Помимо машин, для демонстрации своего превосходства и богатства используются швейцарские часы, дизайнерская одежда и другие статусные импортные товары. Цель одна — произвести впечатление на окружающих.

Знание иностранных языков

В Японии действительно высоко ценится знание иностранных языков, особенно английского, который дается многим жителям страны с большим трудом. Поэтому свободное владение английским — это законный повод для гордости и пример того самого «хорошего», одобряемого хвастовства. В отличие от демонстрации дорогой иномарки, это достижение связано с личными усилиями и интеллектом, а не просто с толщиной кошелька.

Хикикомори, травоядные мужчины и альтернативный образ жизни

О феноменах хикикомори (добровольных затворниках) и «травоядных» мужчинах я уже писал отдельно, поэтому не буду подробно останавливаться.

Некоторые японцы гордятся тем, что смогли пойти против давления общества и живут так, как хотят именно они. Зачастую они возводят свой выбор в ранг особой доблести, противопоставляя себя «рабам системы». Особенно это характерно для тех самых «травоядных» мужчин.

Конечно, большинство в японском обществе рассматривает такое поведение скорее как социальную девиацию, а не как повод для гордости. Но истину в этом вопросе лучше оставить на суд самих японцев.

Шопинг и отдых как повод для демонстрации

Япония, как и весь мир, охвачена эпохой блогов и социальных сетей. Многие японки (да и девушки по всему миру) активно делятся в соцсетях своими покупками. В стране особенно популярны live-трансляции со шопинга в реальном времени. Причем предметом хвастовства зачастую становится не столько сама купленная вещь, сколько сам процесс — возможность показать яркую, активную, потребительскую жизнь.

Подобное времяпрепровождение часто вызывает неодобрение у старшего поколения, которое считает такое поведение пустым показушничеством, чуждым традиционным японским ценностям скромности и сдержанности.

Другие поводы для хвастовства

Перечисленные выше категории — самые распространенные в современной Японии. Помимо них, японцы, конечно, хвастаются и другими вещами — например, успехами своих детей или профессиональными достижениями, — но делают это реже и, как правило, более сдержанно.