В среду, листая ленту соцсетей, я наткнулся на новость о планах запустить в России производство железнодорожных вагонов с системой аромадизайна. Первой мыслью было, что это очередная шутка или фейк. Однако, покопавшись в источниках, я с удивлением обнаружил, что информация соответствует действительности.
Фото из открытых источников
Обещание наладить выпуск таких вагонов действительно поступило от «Трансмашхолдинга» — крупного акционерного общества, объединяющего несколько заводов по производству подвижного состава.
Официальное заявление
Генеральный директор холдинга Александр Лошманов, выступая на конференции «Пассажирский рельсовый транспорт России: курс на развитие», заявил буквально следующее:
«Новые направления. Один из трендов, которые мы только изучаем, но, вероятнее всего, в вагонах с 2023 года начнем уже реализовывать, это аромадизайн. Это такой новый элемент, когда утром по вагону, например, распространяется запах свежесваренного кофе».
Александр Лошманов. Фото из открытых источников
Если сомневаетесь в достоверности, эту цитату дословно приводят авторитетные информагентства: «Москва», ТАСС и «Прайм».
Приоритеты под вопросом
Получается, пока мы, пассажиры, спорим об исчезновении рундуков и замене титанов на устройства, не кипящие воду, руководство радует нас новой, сомнительной инновацией — распространением запахов по вагону.
Мне кажется, для начала стоило бы научиться создавать вагоны с по-настоящему комфортным микроклиматом! Чтобы система вентиляции работала исправно, в салоне было тепло, но не душно. Это куда более насущная проблема.
Складывается впечатление, что у топ-менеджеров сложилось какое-то устаревшее, стереотипное представление о нуждах пассажиров. Раньше повсеместно навязывали общее радио, пока его наконец не запретили — и правильно, ведь половина людей смотрит контент в своих гаджетах, а вторая просто отдыхает в тишине.
Потом пошли телевизоры, которые в итоге тоже оказались невостребованными. Если человек покупает билет в купе, можете не сомневаться — у него есть смартфон с любым контентом. Тем не менее, в новых вагонах снова появляются мониторы.
Как это будет работать?
Давайте попробуем представить, как будет функционировать эта система ароматизации. Шутки про то, что она уже есть и прекрасно работает, донося ароматы из туалета, лежат на поверхности...
Господин Лошманов обещает, что теперь будет тянуть запахом свежесваренного кофе. Приятный ли это запах? Безусловно, когда пахнет настоящий, свежемолотый кофе. Но если это будет химический ароматизатор — я не уверен. Вам нравится, как пахнет кофейный освежитель воздуха в общественном туалете?
У многих людей от таких искусственных запахов может разболеться голова. Особенно в условиях духоты или, например, в соседстве с попутчиком, от которого пахнет перегаром. Получится гремучая смесь.
Коммерческая выгода или самоцель?
Можно было бы предположить, что эта инновация преследует коммерческую цель. Мол, проводник с утра включает кофейный аромат, и все пассажиры бегут покупать дорогой заварной кофе, повышая выручку перевозчика.
Но, учитывая новые тенденции вроде одного проводника на два вагона и кофе из автомата в пластиковых стаканчиках, вряд ли истинные ценители напитка это оценят.
Фото: Трансмашхолдинг
А можно ведь пойти дальше и включать аромат жареного мяса, чтобы стимулировать посещение вагона-ресторана.
Интересно, предусмотрены ли успокаивающие, усыпляющие ароматы? А по прибытии на конечную станцию, наверное, стоит запускать в вагон дым, чтобы все пассажиры быстрее покидали свои места.
Скажете, это бред? Согласен, бред. Но придумал его не я. Похоже, производители вагонов озабочены не совсем теми проблемами, которые волнуют обычных пассажиров.
