Недавно я писал о двух дополнительных поездах с совершенно невероятным графиком: из Москвы в Петербург они добирались за 14-19 часов, что в два, а то и в три раза дольше, чем привычные ночные маршруты. Я решил проверить, сколько же билетов было куплено на эти рейсы, и вывод оказался однозначным: пассажиры стали ценить своё время и комфорт, отказываясь от поездок на чём попало.
Перед новогодними праздниками на железной дороге, как обычно, спрос зашкаливает, и РЖД с «ФПК» вводят дополнительные составы. Особенно много их появляется на самом загруженном направлении — между двумя столицами.
Поезд с пятичасовыми стоянками
В этот раз внимание привлекли два особенно неудачных поезда, оба отправлявшиеся 30 декабря. Первый шёл по маршруту Нижний Новгород – Москва – Петербург. Помимо крайне неудобного времени отправления из Нижнего (05:40) и прибытия в Петербург (4:20), он отличался катастрофически долгим временем в пути на отрезке Москва–Петербург. Состав преодолевал его почти за 14,5 часов, тогда как обычные ночники справляются за 7-8. Из этих 14,5 часов поезд простаивал на различных станциях целых 5,5 часов.
Из Москвы в Петербург этот поезд отправился с 140 свободными местами в плацкарте и более чем 200 пустыми полками в купе. В некоторых купейных вагонах не было продано ни одного билета.
Девять часов до Твери — это реальность?
Второй состав был и вовсе фантастическим. Он был назначен прямым рейсом из Москвы в Петербург, но с Киевского вокзала на Ладожский. Маршрут был крайне замысловатым: с Киевского направления поезд выходил на питерскую линию через Большое кольцо МЖД, а на Ладожский вокзал заворачивал через Чудово и Мгу.
На все эти «крюки» можно было бы списать часа четыре. Но тогда поезд должен был бы доехать до Петербурга часов за 12, а этот тащился 18,5 часов, из которых 9 (девять!) ушло только на путь до Твери! Откуда такие задержки?
А вот откуда! Феерические технические стоянки! Раннюю утреннюю остановку на час в Окуловке ещё можно как-то понять, но что творилось прямо под Москвой!?
В Поварово-3 поезд стоял 1 час 35 минут, после чего ехал всего 13 минут и снова вставал — теперь уже в Поварово-1 на 3 часа 3 минуты. Для тех, кто не в курсе: путь от Москвы до Поварово на обычной электричке со всеми остановками занимает около часа. «Ласточка» доезжает минут за 40.
Самое интересное в этом поезде было то, что в его составе было целых семь сидячих вагонов, плюс один СВ и три купе.
Изначально билеты на этот поезд стоили серьёзных денег: 3-3,5 тысячи в купе и 5,4 тысячи в СВ. Однако прямо перед отправлением цены резко упали до 1,2-1,5 и 3 тысяч рублей соответственно. (Это к вопросу о том, как работает динамическое ценообразование. Обычно оно поднимает цены к дате отправления, но иногда случается и обратное).
Вот скриншот, который я сделал за час до отправления поезда.
В итоге в этом составе уехало от силы человек тридцать. Больше всего пассажиров было в купейных вагонах, несколько человек в сидячих и всего один в СВ.
К чему я всё это рассказываю? Да к тому, что даже когда спрос заведомо превышает предложение, и в РЖД, махнув рукой, со словами «Надо будет — доедут» назначают что попало, эта схема теперь не работает. У людей появилось чувство собственного достоинства, и они отказываются ехать даже за копейки на невероятно неудобных поездах. И это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция.
