Особенности метро Осло: почему эта система не подошла бы для Москвы

Когда я впервые оказался в метро Осло, то испытал настоящую растерянность. Я заранее не изучал местную систему, и то, что я увидел под землей, сильно отличалось от всего, с чем я сталкивался раньше — ни в российских, ни в других зарубежных городах я не видел ничего подобного.

Давайте вспомним, как устроено метро в Москве или, скажем, в Петербурге. Есть отдельные линии, которые пересекаются на станциях-пересадках. Похожий принцип действует в Берлине или Париже, с той лишь оговоркой, что там иногда пересекаются две разные транспортные системы: классическое метро и что-то вроде городской электрички, проходящей через центр.

В чем же уникальность системы в Осло?

А в Осло всё иначе. Представьте себе несколько ключевых станций в центре города, через которые проходят абсолютно все линии одновременно. Вы спускаетесь на платформу, а мимо вас один за другим следуют поезда разных маршрутов. Вы просто стоите и ждете тот состав, который вам нужен.

Взгляните на схему. Видите в центре шесть станций, через которые проходят все пять линий?

Если бы дело ограничивалось только этим, всё было бы относительно просто. Но есть еще одна интересная деталь — это так называемая окружная линия 4. Присмотритесь к ней на схеме. Она кольцевая, но при этом у нее есть конечные станции.

Это означает, что если вам нужен поезд четвертой линии, то это может быть состав, который только собирается совершить круг, а может быть тот, который круг уже завершил и теперь направляется к конечной. Без подсказок здесь легко запутаться.

Как пассажиры ориентируются в этой системе?

Чтобы не сбить с толку ни местных жителей, ни туристов, на каждой станции установлены информационные табло. Они показывают время прибытия ближайшего поезда, номер его линии, конечную станцию и счетчик до прибытия. Кроме того, на табло отображается один или два значка вагончика. Два вагончика означают, что подойдет сдвоенный состав из двух трехвагонных поездов. Один вагончик — значит, будет одиночный поезд, и искать его нужно в центральной части платформы.

На фото выше — табло с одной из менее загруженных станций. В самом центре города они могут быть гораздо масштабнее.

А иногда достигают и вовсе внушительных размеров.

Бытовые детали и инфраструктура

Вообще, Осло в плане метрополитена можно считать везунчиком. При населении около 650 тысяч человек здесь более ста станций метро. С российскими мегаполисами даже сравнивать неловко. Поезда довольно аскетичны: внутри нет современных удобств вроде розеток для зарядки, сиденья расположены по схеме 2+2. Все три вагона в составе соединены сквозным проходом.

На входе в метро вы не увидите ни турникетов, ни рамок металлодетекторов. От пассажира требуется лишь иметь при себе активированный проездной билет, который в любой момент может проверить контролер. О том, как работает эта система оплаты, я рассказывал в одном из предыдущих материалов.

В центральной части города метро проходит под землей. Тоннели местами пробивали прямо в скальных породах.

Интересный исторический факт: само метро в Осло открылось в середине XX века, но до этого, начиная с 1890-х годов, здесь уже существовал подземный трамвай. Во многом метрополитен строился именно на его базе.

На окраинах много наземных участков. Порой встречаются любопытные инженерные решения, когда линия уходит в тоннель прямо из-под жилого дома.

Метро содержится в чистоте. Я несколько раз видел, как сотрудники моют стены и информационные стенды. В переходах нет характерного для многих подземок затхлого запаха. При этом назвать его красивым или помпезным тоже нельзя — дизайн очень функциональный и простой.

Вот такая система, где поезда разных линий сначала идут вместе, а потом расходятся, идеально подходит для пассажиропотока такого города, как Осло. Это очень удобно: где бы ты ни жил, до центра, вокзала или других ключевых точек можно добраться без проблем. Однако для мегаполисов с многомиллионным населением, таких как Москва, Париж или Петербург, подобная схема, конечно, не подошла бы — слишком большой поток пассажиров требовал бы более сложной и разветвленной организации движения.