На станции «Площадь Ленина» Петербургского метрополитена произошла печальная замена: уникальные светильники 1958 года, создававшие особую атмосферу, уступили место стандартным современным лампам. Власти объяснили это соображениями пожарной безопасности и эксплуатационной целесообразности, однако многие горожане и эксперты восприняли такие изменения как варварство по отношению к историческому облику станции.
На снимке выше — те самые светильники, которые десятилетиями освещали станцию «Площадь Ленина». Они не просто выполняли утилитарную функцию, но и были важной частью архитектурного замысла.
Эти торшеры были установлены ещё в 1958 году, в эпоху, когда над оформлением ленинградского метро трудились талантливые архитекторы и дизайнеры. Они задумали, чтобы светильники на самой станции и на эскалаторном ходе визуально перекликались, создавая целостный художественный образ. Так на одной из самых глубоких станций появились изящные факелы, гармонично сочетающиеся с общим стилем.
В ноябре жители Петербурга начали замечать тревожные изменения: вместо привычных исторических светильников на «Площади Ленина» стали появляться безликие типовые лампы. Новость быстро разлетелась по социальным сетям, вызвав волну возмущения.
«Кому-то, наверное, очень надо было заработать на подряде»
Ситуация получила широкий резонанс во многом благодаря известному блогеру и урбанисту Илье Варламову, который высказал своё мнение.
«Сам по себе дизайн новых светильников не ужасен, и на какой-нибудь современной станции он смотрелся бы вполне уместно. Но устанавливать их среди исторических факелов на эскалаторе — всё равно что поставить мебель из «Икеи» в соборе Парижской Богоматери.
Если старые светильники действительно требовали замены (в чём я лично сомневаюсь), почему нельзя было сделать паузу и изготовить их точные копии? Скорее всего, существовавшие торшеры можно было просто отреставрировать. Похоже, кому-то было выгодно получить новый подряд на поставку», — написал Варламов.
«Варвары»
Возмущение разделяют и активисты Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В их сообществе «ВКонтакте» также царит негодование.
«Замена разрушит архитектурную идею станции»
Станциям «Площадь Ленина» и «Чернышевская» не повезло с юридическим статусом: они были построены не в первую очередь, поэтому формально не признаны памятниками архитектуры, в отличие, например, от участка от «Площади Восстания» до «Автово».
«Историк петербургского метро Дмитрий Графов отмечает, что обе станции имеют несомненную архитектурную и историческую ценность как образцы переходного периода в советской архитектуре. Однако, не будучи официальными памятниками, они лишены должной защиты. Ради удобства эксплуатации на многих станциях уже демонтировали уникальные люстры и бра. На «Площади Ленина» светильники-факелы на балюстраде были частью единого стилистического решения, объединявшего наземный вестибюль, аванзал и эскалаторный ход. Их замена на типовые уничтожает изначальную архитектурную концепцию», — поясняется в сообщении ВООПИиК.
«Не представляют исторической ценности»
Петербургский метрополитен был вынужден дать официальные пояснения, которые, впрочем, многим показались неубедительными и даже абсурдными. В качестве аргументов были приведены нормы пожарной безопасности и отсутствие юридических обязательств по сохранению.
«Деревянные торшеры, разработанные ещё до открытия станции в 1958 году, устарели и морально, и физически. Чтобы повысить уровень освещённости в наклонном ходе, их заменяют современными моделями со светодиодными филаментными лампами. В старых светильниках такие лампы быстро перегорали из-за плохого теплоотвода, к тому же существовал серьёзный риск возгорания. Специалисты метрополитена разработали усовершенствованные торшеры ТС-1, чья конструкция благодаря продуманной системе теплоотвода исключает пожарную опасность и значительно увеличивает срок службы ламп. Всего на станции планируется заменить 58 светильников», — говорится в блоге Петербургского метрополитена.
Более того, в метро пообещали не останавливаться на достигнутом и в будущем заменить красные деревянные балюстрады на панели из нержавеющей стали.
В следующем году в наклонном ходе первого вестибюля станции «Площадь Ленина» запланирован капитальный ремонт эскалаторов с заменой балюстрад на новые, металлические. После этого балюстрады и торшеры будут оформлены в единой цветовой гамме.
Таким образом, вместо прежнего облика...
...станция будет выглядеть примерно так (на фото — другая станция, но с теми же светильниками и нержавеющими балюстрадами, которые появятся на «Площади Ленина»).
В завершение своего сообщения метрополитен подчеркнул, что не обязан ни перед кем отчитываться, и сообщил о дальнейшей судьбе старых торшеров:
Светильники, прослужившие на станции около 60 лет, пока хранятся в подсобных помещениях. Поскольку «Площадь Ленина» не является станцией-памятником, эти объекты, по мнению метрополитена, не представляют исторической ценности.
