«Сапсан» уже целое десятилетие соединяет Москву и Санкт-Петербург. За эти годы он, конечно, успел морально устареть, поэтому в РЖД решили подарить ему вторую молодость к юбилею. Масштабное обновление займет два года, но один состав с новым интерьером уже бороздит просторы магистрали. Я побывал внутри и готов поделиться впечатлениями.
Как купить билет на обновленный «Сапсан»
Планы у железнодорожников грандиозные: за два года планируется модернизировать все 16 действующих составов. Более того, 13 новых поездов, которые прибудут из Германии, будут сразу соответствовать обновленному дизайну.
Первым ласточкой стал самый первый «Сапсан», прибывший в Россию еще в 2009 году — это двухсистемный состав ЭВС2-01 (на центральном фото). Внешняя окраска, впрочем, осталась прежней.
Его расписание выглядит так: по понедельникам, средам и пятницам он следует из Петербурга в Нижний Новгород, по вторникам, четвергам и субботам — обратно, а по воскресеньям курсирует между двумя столицами (поезда №757 и 774).
Отличить обновленные составы при бронировании просто: в них появились новые классы обслуживания.
Кипяток и розетки в экономе
Начнем с самых доступных вариантов — базового класса (вагоны 4 и 14) и эконома (вагоны 3, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19).
Расположение кресел не изменилось, но салон преобразился благодаря новой цветовой гамме. Вместо привычных синих сидений теперь красно-коричневые. Качество обивки, на мой взгляд, тоже стало лучше.
Теперь в салоне можно приглушать общий свет. Это очень удобно для пассажиров ранних или поздних рейсов, которые хотят поспать или просто отдохнуть в полумраке.
Раньше одной из главных претензий к «Сапсану» было катастрофическое отсутствие розеток — всего две на целый вагон с 60 пассажирами, что в 2019 году выглядело просто архаично. Теперь между креслами появилась розетка и целых два USB-порта для зарядки.
Еще одна давняя боль — отсутствие кипятка, который есть в обычных поездах. И эту проблему наконец-то решили! В вагонах установили кулеры с горячей и холодной водой.
Как и раньше, в поезде предусмотрены специальные места для пассажиров с домашними питомцами.
Во всех вагонах появились современные мониторы. На них в реальном времени отображается маршрут поезда на карте, а при подъезде к станции транслируется захватывающий вид прямо из кабины машиниста — это действительно впечатляет!
Здесь будет детский крик: семейный вагон
Вместо прежнего «эконом плюс» в десятом (20-м) вагоне теперь располагается «семейный» класс. Он создан специально для путешественников с детьми. Кресла здесь раскрашены в яркие, жизнерадостные цвета, а на столиках появилась забавная игра-лабиринт.
Лабиринт продублирован и на коврике в проходе. Кроме того, в центре салона организована полноценная игровая зона с интерактивными экранами. Напротив нее — удобные места для родителей и специальные отсеки для хранения детских колясок.
Питание для детей включено в стоимость билета.
Комфорт-класс с видом в кабину
Очень интересное новшество появилось на месте бывшего детского купе — в носовой части десятого (20-го) вагона. За отдельной перегородкой установили семь кресел уровня бизнес-класса.
Поскольку из дополнительных услуг здесь только питание (напитки, сэндвич и что-то сладкое), билеты будут значительно дешевле, чем в бизнесе.
Прямо за перегородкой находится кабина машиниста, но, к сожалению, стекло затемнено, так что полюбоваться дорогой вперед не получится.
Вагон-бистро без розеток (чтоб не засиживались)
В вагоне-бистро (№5, 15) установлены такие же кресла, как в эконом-классе, с розетками и USB. В стоимость проезда включено питание на 2000 рублей из меню.
На столах появились беспроводные зарядки. Для пассажиров из других вагонов, которые хотят перекусить, установили новые диваны возле столиков (см. фото ниже). Билеты сюда не продаются, и розеток здесь намеренно нет. Видимо, идея в том, чтобы человек быстро поел и освободил место, а не засиживался здесь с ноутбуком.
Также в вагоне-бистро теперь есть специальная селфи-зона для фото.
Бизнес-класс с натуральной кожей
В бизнес-классе (вагоны №2, 12) появились кресла, обитые натуральной кожей. Каждому пассажиру полагается индивидуальная розетка и USB-порт, есть подстаканники и держатели для телефонов. В каждое кресло встроен персональный светильник.
Купе для двоих
Любопытное нововведение: в бизнес-классе появились два изолированных купе для двоих. В каждом установлены кресла друг напротив друга, разделенные столиком.
Также там есть мониторы. На них можно не только смотреть фильмы из бортовой развлекательной системы, но и проводить презентации, воспроизводить контент со своих устройств, слушать звук через беспроводные наушники и, что особенно круто, играть на консоли Sony PlayStation, как рассказали в РЖД.
Билеты в такое купе можно купить как на одного, так и на двоих, но выкупается оно всегда целиком. На сайте РЖД оно обозначено как купе-сьют.
Первый класс, а USB забыли
Самый роскошный вагон — первого класса (№1, 11). Кресла здесь остались от предыдущей модификации. В каждом есть индивидуальная розетка, но, что удивительно, нет USB-порта. Так что если у вас с собой и смартфон, и ноутбук, заряжать придется что-то одно. Акцентирую на этом внимание, потому что во всех остальных классах теперь у каждого пассажира есть и розетка, и USB (в экономе — на двоих).
Также здесь есть пульт регулировки положения кресла, индивидуальные мониторы и светильники. Кресла, расположенные по одному в ряд, могут поворачиваться, так что независимо от направления движения вы всегда будете сидеть лицом по ходу поезда.
В стоимость билетов в вагоны первого и бизнес-класса включено полноценное горячее питание.
Купе-переговорная с диваном и Sony PlayStation
В первом (11-м) вагоне сразу за кабиной машиниста находится купе-переговорная (оно было и в старых составах). Теперь здесь обновили кресла и стол (в него встроена беспроводная зарядка), поставили диван длиной 185 см. Есть мониторы, на которых можно играть в PlayStation.
Купе-переговорная выкупается целиком. В нем может разместиться до четырех человек.
Машинист по секрету сказал мне, что иногда пассажирам этого купе даже разрешают заглянуть в кабину.
Вот такой стильный и комфортабельный получился поезд. Расписывать цены на билеты не буду — они сильно варьируются в зависимости от даты и конкретного рейса. Главное, что в новом составе они не выше, чем в поездах предыдущего поколения.
