В конце XIX — начале XX века сам факт фотографирования был значимым событием даже для состоятельных людей, не говоря уже о простых крестьянах. Для многих из них это мог быть единственный шанс в жизни запечатлеть свой образ на «фотокарточке». Поэтому к такому случаю готовились основательно: надевали самое лучшее, что было в сундуке, стремясь предстать перед объективом в максимально праздничном виде.
Пример сознательной подготовки
Яркая иллюстрация — фотография батрака из Олонецкого уезда, сделанная в 1899 году. На нём роскошные, добротные сапоги и вообще вся одежда выглядит нарядно и опрятно. Совершенно очевидно, что человек специально принарядился для съёмки и вряд ли ходил так в своей повседневной жизни.
Контраст с будничной реальностью
А вот для контраста — снимок крестьянок-работниц на кирпичном заводе в Петрозаводском уезде (тоже 1899 год). Здесь, судя по всему, фотография сделана спонтанно, прямо во время работы. У женщин не было ни времени, ни возможности переодеться, даже если бы у них была праздничная одежда. Их образ — это и есть подлинная повседневность.
Но сейчас мне хочется сосредоточиться не на буднях, а именно на выходных, праздничных нарядах крестьян той эпохи. При этом я сознательно не буду показывать традиционные народные костюмы для больших празднеств — они часто были невероятно роскошными, богато украшенными и являлись скорее исключением.
Вот, например, молодая девушка в таком нарядном, явно дорогом костюме, который, вероятно, передавался в семье из поколения в поколение и с любовью дополнялся. Её одежда разительно отличается от более скромных выходных нарядов остальных членов семьи.
Выходной костюм «на случай»
Мне же интереснее рассмотреть другой пласт одежды — те наряды, которые надевали не на грандиозные события вроде свадьбы, а просто по случаю какого-то относительно важного дня, для визита в гости или в церковь. Это и есть та самая «парадная повседневность».
Давайте начнём с тех семей, которые могли себе позволить иметь специальную выходную одежду, то есть не с самых бедных слоёв.
Детские портреты: контраст достатка
И в завершение — две группы детей. Их одежда красноречиво говорит о разнице в достатке семей.
А здесь ребята одеты явно зажиточнее. Обратите внимание даже на наличие обуви — важная деталь, указывающая на благосостояние.
