Возрождение истории: как на Каринской узкоколейке под Кировом восстанавливают раритетные поезда и создают музей для туристов

На Каринской узкоколейке в Кировской области началась масштабная работа по восстановлению вагонов и тепловозов, которые десятилетиями не видели ремонта. В местном депо недавно открылся музей, где посетители могут не только наблюдать за процессом реставрации, но и погрузиться в современную жизнь этой уникальной железной дороги, а также познакомиться с редкими экспонатами.

В нашей стране осталось совсем немного действующих узкоколейных дорог, и Каринская — одна из них. Она расположена в микрорайоне Каринторф города Кирово-Чепецка. По этим рельсам ежедневно курсирует поезд, совершая пять рейсов. Ранее я уже делился подробным рассказом о самой дороге и беседовал с ее совладельцем Евгением Стерлиным. Теперь же хочу познакомить вас с музеем, который здесь появился.

Евгений объяснял, что главная цель созданной для сохранения дороги автономной некоммерческой организации «Музей железных дорог» — обеспечить ее будущее, даже если государственные субсидии на пассажирские перевозки прекратятся. Уже сейчас сюда начинают приезжать экскурсионные группы, включая первых иностранных гостей, хотя их пока и немного.

Во время моего визита Евгений провел для меня экскурсию по музею. Он отметил, что особенно восторженно школьники, приезжающие сюда на экскурсии, реагируют на возможность прокатиться на ручной дрезине.

Железнодорожная маршрутка

Недавно в музее завершили восстановление пассажирской дрезины, выпущенной Демиховским заводом, который сегодня известен производством электричек.

«Эта дрезина была изготовлена в 1980-х годах. Современное руководство завода очень удивилось, узнав, что их предприятие когда-то выпускало подобную технику, но, тем не менее, помогло с чертежами. Это своего рода железнодорожная маршрутка: руль здесь выполняет функцию тормоза, также есть коробка передач и сцепление», — рассказывал Евгений Стерлин.

«Она отличается высокой скоростью — может доставлять пассажиров к месту назначения в два раза быстрее обычного поезда. Единственный ее минус — небольшая вместимость, всего десять мест. Зато она легкая: в случае схода с рельсов ее можно быстро вернуть на путь с помощью домкрата, а для разворота достаточно одного-двух человек», — добавил он.

Стерлин сравнивает эту дрезину именно с железнодорожной маршруткой.

Пожарный вагон и автомотриса

На территории возле депо выставлено множество раритетов. Например, пожарный вагон. Каринская узкоколейка исторически обслуживала добычу торфа, где противопожарная техника была совершенно необходима.

Для очистки путей от снега здесь используются специальные вагоны.

А это — автомотриса АМ1-222. Если пассажирскую дрезину можно назвать железнодорожной маршруткой, то это уже целый железнодорожный автобус. Автомотриса может работать самостоятельно или тянуть за собой состав из трех пассажирских вагонов. В планах музея — ее полная реставрация.

В будущем коллекция музея могла бы пополниться множеством интересных экспонатов, но основная проблема — финансирование. Государство покрывает лишь расходы на пассажирские перевозки, причем субсидии сокращаются. В условиях роста цен на топливо средств на все проекты не хватает. Поэтому для развития музея очень важны туристы.

Вот еще несколько фотографий из окрестностей депо.

Как восстанавливают вагоны и тепловозы

А теперь заглянем в само депо. Его реконструкцию Евгений Стерлин называл одной из первостепенных задач.

Во время моего визита здесь как раз реставрировали один из шести пассажирских вагонов. Я застал его в тот момент, когда с него только сняли старую зеленую краску.

Капитальный ремонт этот вагон не проходил никогда. Внутри пришлось перебрать абсолютно все, даже буржуйку — незаменимый источник тепла в вагоне — обновили и покрасили.

Полностью перебрали колесные пары.

Изготовили новые скамейки для пассажиров.

Я посещал музей в начале ноября, а уже через месяц в группе музея «ВКонтакте» появились фотографии полностью покрашенного вагона с установленными скамейками.

Еще один объект реставрации — тепловоз ТУ7А.

Недавно музей показал этот тепловоз уже выехавшим из депо на улицу.

Для сравнения — так выглядит второй тепловоз, который еще ждет своей очереди на восстановление.

Мировая слава

Вот еще несколько снимков из депо, где, кстати, также размещается местная пожарная часть.

И напоследок — несколько забавных плакатов по технике безопасности на железной дороге, которые висят в депо.

Недавно о Каринской железной дороге написал британский журнал Railtalk Magazine Xtra, а с экскурсией сюда приехал турист из Японии. Интерес к таким узкоколейкам существует по всему миру. Остается пожелать Каринской дороге развития, несмотря на финансовые трудности, а всем, кто увлекается историей железных дорог, — обязательно посетить это уникальное место.

Читайте также:

  • Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
  • «Это не про заработок, она убыточная». Как новые владельцы сохраняют узкоколейку под Кировом