Моя лента в соцсетях буквально завалена яркими и пугающими кадрами с улиц Франции.
Официальные каналы, такие как «Вести», с особым усердием живописуют и смакуют детали: полтора миллиона человек на улицах, всеобщая забастовка, парализованный транспорт, растерянность властей, угроза погромов и так далее.
Даже если мы скорректируем эти цифры в меньшую сторону, картина всё равно получается впечатляющей и хаотичной. За всем этим, конечно же, маячит знакомый пропагандистский посыл, обращённый к россиянам: «Хотите как во Франции?!».
Краткосрочный эффект и его подводные камни
Разумеется, такого сценария никто не желает. Люди хотят спокойно ездить на метро, а не уворачиваться от летящих в лицо булыжников. Страх перед бунтом, особенно в его «русском» варианте, который часто характеризуют как бессмысленный и беспощадный, — чувство абсолютно понятное и справедливое. Как негативный пример для запугивания, эта тактика может сработать здесь и сейчас.
Но есть одно существенное «но», которое перечёркивает кажущуюся эффективность. Это — причина протестов. И «жёлтые жилеты», и вышедшие сейчас на улицы французы протестуют против ужесточения социальной политики, против реформ, которые, по их мнению, лишают их пенсий и ухудшают уровень жизни.
Что остаётся за кадром?
А что, если у них получится? Если власть, как это уже бывало в Гонконге, Чили и других точках планеты, пойдёт на уступки под давлением улицы? Российские телеканалы мастерски показывают сами беспорядки — пожары, столкновения, хаос. Но результаты, которых в итоге добиваются протестующие, как правило, остаются за кадром. Их замалчивают.
Однако умолчать это надолго не получится. Существуют другие источники информации, и как бы ни выпячивали сам процесс насилия, люди рано или поздно увидят, что за ним может последовать. Они могут задать себе простой, но крайне неудобный для власти вопрос: «А почему у них получается отстаивать свои права, а у нас — нет?». Тем более что российские беспорядки, как показывает история, редко бывают «мягким импортным вариантом».
Обратный эффект пропаганды
Поэтому вся эта активная кампания по освещению французских событий может, не дай бог, дать абсолютно обратный эффект чуть позже. Социальное положение многих россиян, несмотря на все статистические ухищрения, не становится лучше. А тут ещё свеж в памяти болезненный для миллионов пенсионный вопрос!
Показывая, как люди в другой стране яростно, пусть и разрушительно, борются за свои социальные гарантии, пропаганда невольно указывает на метод, который в определённых обстоятельствах может оказаться действенным. И этот невольный урок может оказаться куда важнее, чем сиюминутный страх перед хаосом. Так что, совет постороннего наблюдателя нашим пропагандистам: в данном случае, возможно, действительно, лучше говорить о погоде.
