Наверняка многие знакомы с творчеством русского фотографа Сергея Прокудина-Горского, который на заре XX века создал уникальную для своего времени коллекцию цветных снимков Российской Империи. В то время фотография была преимущественно черно-белой, и его работы стали настоящим прорывом.
Особый интерес представляют его фотографии реки Свирь, соединяющей Онежское и Ладожское озера. Мне хочется поделиться этими кадрами, сделанными в 1909 году, и рассказать, какую судьбу уготовила история этим местам, которые сегодня можно увидеть лишь на старых снимках.
Подпорожье и его храмы
Перед вами вид на Подпорожье. На фотографии запечатлены две церкви: справа — храм святого великомученика Димитрия Солунского, а слева — церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
А это река Святуха, протекающая неподалеку от Подпорожья. Кстати, само название города произошло от многочисленных порогов, которые когда-то были характерной чертой этой местности.
Окрестности села Остречины
На этом снимке — живописные окрестности села Остречины, которое когда-то объединяло около двадцати деревень. В лодке вы видите сына фотографа — Дмитрия, а на берегу стоит помощник Прокудина-Горского.
Пристань у деревни Харчевни
Перед вами вид на пристань, расположенную у деревни Харчевни, в месте, где река Ивина впадает в Свирь. Свое название деревня получила из-за нескольких харчевен, где могли отдохнуть и подкрепиться судорабочие.
Еще один ракурс той же пристани.
У причала стоит пароход М.П.С. «Шексна», на котором Прокудин-Горский в 1909 году совершил путешествие по Мариинской водной системе (по рекам Свирь и Шексна).
А это — команда парохода «Шексна», сфотографированная в Вытегре.
Сложности дорегулированного судоходства
На этом снимке — село Иваньково у порога Сухой. Пока на Свири не возвели две гидроэлектростанции и не образовалось Ивинское водохранилище, судоходство здесь было делом рискованным и трудным. Многие суда не могли самостоятельно преодолеть пороги, и для их проводки использовали специальные колесные буксиры.
А это — порог Медведец, где русло Свири делает три крутых поворота. Он считался одним из самых опасных и сложных участков для судов, несмотря на работы по его расчистке, которые начались еще в конце XIX века.
Интересно, что уже в 1910 году, через год после съемки, этот мысок был срезан для улучшения судоходства. Дома, стоявшие на его пути, перенесли, а их владельцы получили компенсацию от Министерства путей сообщения. Этот снимок был сделан по заказу, чтобы запечатлеть и место будущих работ, и участок, где ранее располагались строения.
Великое преобразование: ГЭС и водохранилище
Как вы уже, наверное, догадались, кардинальные изменения облика реки связаны со строительством в советский период двух ГЭС и созданием Ивинского водохранилища, необходимого для их работы.
Так выглядит одна из тех самых гидроэлектростанций. Для ее возведения и наполнения водохранилища многие поселки и деревни, которые вы видели на предыдущих фотографиях, были затоплены. Они навсегда остались на дне.
Эта масштабная перестройка кардинально улучшила условия судоходства. Исчезли все опасные пороги, и Свирь стала доступной для судов с любой осадкой, превратившись в надежную водную магистраль.
При подготовке материала использовалась информация с сайтов http://www.prokudin-gorskiy.ru и http://temples.ru.
