Личный опыт поездки на «Аллегро»: комфорт, контроль и курьёзы в пути

Поезд «Аллегро» — это, пожалуй, один из самых быстрых и современных составов, курсирующих по российским маршрутам. Он связывает Санкт-Петербург и Хельсинки, и его главное преимущество — это возможность пройти все пограничные и таможенные процедуры прямо во время движения, без долгих остановок на границе, как это бывает в обычных поездах.

Состав курсирует четыре раза в сутки, а дорога занимает около трёх с половиной часов. Поезд состоит из семи комфортабельных вагонов с сидячими местами. Управляет им совместная российско-финская компания, а сами вагоны были произведены в Италии (модель Pendolino) и не так давно прошли модернизацию.

Стоимость билета может сильно варьироваться в зависимости от времени отправления и того, как заранее вы его купили. Я, например, взял билет на утренний рейс в 6:40 за 2700 рублей, купив его за десять дней до поездки. Если смотреть на цены в целом, то в эконом-классе они могут колебаться от 2 до 5,5 тысяч рублей, а за бизнес-класс придётся заплатить примерно в полтора-два раза больше.

Электронная регистрация: всё прошло гладко

На сайте РЖД при покупке мне настоятельно рекомендовали распечатать билет, но я решил проверить, можно ли обойтись электронной версией. Прибыв в специальный зал для посадки на Финляндском вокзале, я не нашёл там терминалов для печати. «Что ж, попробую пройти просто по номеру заказа», — подумал я. И, как оказалось, зря волновался: электронный билет приняли без проблем (хотя, конечно, был запасной план — сходить в основное здание вокзала и распечатать его там).

Посадку начали за полчаса до отправления. Билеты и визы проверяли прямо у выхода на перрон, у хорошо заметных стоек. Пройдя контроль, можно было зайти в дьюти-фри, но я сразу направился к платформе.

В самом поезде проводников у дверей не было, войти можно было в любой вагон, просто нажав на кнопку. У меня оставалось время до отправления, и я решил немного прогуляться по составу, чтобы осмотреть его и сделать несколько фотографий (здесь вы можете увидеть, как выглядит «Аллегро» изнутри).

Неожиданная преграда: синдром вахтёра в действии

Однако мою фотосессию чуть не сорвала женщина в форме без опознавательных знаков, которая сторожила платформу у последнего вагона. Она явно была недовольна тем, что я хожу и фотографирую состав. Когда я приблизился к ней, она включила «режим вахтёра» и заявила, что я ей мешаю. Видимо, просто своим присутствием. Я напомнил, что съёмка на вокзале не запрещена, на что она согласилась, но начала выспрашивать, зачем мне это нужно, и просила не мешать ей работать. Создалось впечатление, что ей просто было обидно, что я еду в Финляндию, а она вынуждена стоять на холоде.

Обостять конфликт не хотелось (тем более по форме было непонятно, кто она — вдруг сотрудник спецслужб), да и в нас, россиянах, страх перед «человеком в форме» сидит глубоко. Поэтому я просто вежливо попросил разрешения сделать последний кадр и быстро ретировался.

Внимательный досмотр на границе

Поезд тронулся ровно в 6:40. Ещё в черте города по громкой связи объявили о начале пограничного и таможенного контроля. Вскоре ко мне подошли пограничницы. Одна из них пристально изучила мою фотографию в загранпаспорте, сделанную шесть лет назад, и осталась недовольна.

«Вы не похожи на себя. Куда направляетесь?» — поинтересовалась она.

«В Осло», — ответил я.

«Это в Швеции?» — продемонстрировала она свои познания в географии.

«Нет, в Норвегии», — вынужден был я её поправить.

В итоге меня попросили пройти в четвёртый вагон для оформления на стационарном компьютере. Пришлось немного подождать — техника, видимо, «задумалась». Стоит отметить, что ни в одной из предыдущих поездок, ни на обратном пути, к моей фотографии вопросов больше не возникало.

После нескольких стандартных вопросов (о месте работы, о том, каким транспортом я планирую возвращаться) мне поставили штамп, извинились и отпустили на место.

Затем подошла таможенница. Она бегло заглянула в мой рюкзак, спросила, нет ли со мной чего-нибудь запрещённого, и, получив отрицательный ответ, удалилась.

В Выборге российские пограничники и таможенники сошли. Видимо, если бы у меня были проблемы с документами или запрет на выезд, меня бы там и оставили. Все последующие остановки были уже на финской территории.

Люди предпочитают передние вагоны

Прогуливаясь по поезду, я заметил любопытную закономерность: чем ближе к голове состава, тем больше было пассажиров. Во втором вагоне не было ни одного свободного места. Это говорит о том, что многие до сих пор покупают билеты в кассах, где их продают по порядку (первый вагон — бизнес-класс, второй — эконом). Поэтому, если хотите ехать в более просторном вагоне, берите места в шестом или седьмом. Кстати, в седьмом вагоне есть даже специальная игровая комната для детей.

Дальнейший путь прошёл без происшествий. Финские пограничники и таможенники, которые зашли уже после пересечения границы, задали несколько формальных вопросов, быстро поставили штампы и ушли.

Wi-Fi работал стабильно на всём протяжении маршрута. Туалеты содержались в чистоте.

В Хельсинки мы прибыли с опозданием в две минуты. Интересно, что в пути я почти не видел сотрудников поезда — лишь одного мужчину, который изредка проходил по вагонам.

В финской столице состав никто особо не охранял, и фотографировать его можно было совершенно свободно.

Выводы: стоит ли выбирать «Аллегро»?

Поездка на «Аллегро» из Петербурга в Хельсинки — это быстрый, удобный и комфортный способ путешествия. Я нисколько не пожалел о потраченных 2700 рублях.

Однако, если бы в мои даты билеты стоили 5–5,5 тысяч, я, пожалуй, рассмотрел бы вариант с автобусом. Он, конечно, идёт дольше и требует выхода на границе со всеми вещами, но зато обходится примерно в 1,5–2 тысячи рублей (речь об официальных перевозчиках, а не о сомнительных маршрутках).

В целом, «Аллегро» — отличный поезд европейского уровня. Придраться к нему практически не к чему (даже пограничников, с их пристрастием к старым фотографиям, можно понять — у них такая работа).