Поезд Allegro – один из немногих в России по-настоящему скоростных поездов. Он ходит между Петербургом и город Хельсинки, столицей Финляндии. Его «фишка» не только в том, что идет он быстро, но и в том, что пограничные и таможенные формальности решаются в дороге. Все прочие поезда обязательно стоят на границе.
Поезд Allegro между Петербургом и Хельсинки ходит четыре раза в день. Время в пути составляет три с половиной часа. Поезд состоит из семи сидячих вагонов. Его обслуживает специально созданная российско-финская компания, а составы произведены в Италии (Pendolino). В 2018-2019 годах все они прошли моредернизацию.
Цена билета зависит от рейса, часто бывают акции. Мой билет на утренний рейс отправлением в 6:40 обошелся мне в 2700 рублей при покупке за 10 дней. По данным на начало декабря 2019 года, разброс цен на будущие даты составляет примерно от 2 до 5,5 тысяч рублей за место в вагоне эконом-класса. Билет в бизнес-класс стоит примерно в 1,5-2 раза дороже.
Электронная регистрация работает
Сайт РЖД во время покупки билета попросил меня обязательно распечатать его перед посадкой в поезд, но я этого не сделал. Когда я пришел на посадку (а она осуществляется через небольшой специально отведенный для этого зал Финляндского вокзала), то понял, что билетопечатающего терминала для распечатывания билетов там нет.
«Значит, пройду по электронному билету», – подумал я и не ошибся (запасной вариант был: сходить в основное здание вокзала и распечатать там, но он не пригодился).
Посадка началась за полчаса до отправления поезда. Билет и визу в паспорте здесь проверяют при выходе на перрон возле стоек, которые хорошо видны на фото выше. Миновав их, можно зайти в duty-free, но я пошел прямиком на платформу.
В самом поезде в дверях проводники не стоят, и войти можно в любой вагон, открыв дверь, нажатием на кнопку. У меня было время, чтобы осмотреть и пофотографировать поезд, пройдясь по вагонам (здесь – экскурсия по Allegro).
Синдром вахтера
А чтобы сделать фотографию ниже, мне пришлось поругаться с женщиной в форме и без опознавательных знаков. Она сторожила платформу возле последнего вагона и была крайне недовольна тем, что я хожу и фоткаю состав.
Когда я дошел до нее, она решила включить «синдром вахтера» и начала рассказывать мне, что я ей мешаю. Видимо, одним своим нахождением. Я ей напомнил, что фотографировать на вокзале не запрещено, она это подтвердила, но стала расспрашивать, зачем я это делаю, и просила не мешать ей работать. Видимо, ей было обидно, что я еду в Финляндию, а она тут мерзнет.
Совсем уж обострять ситуацию не хотелось (к тому же по форме совсем было неясно, кто она, вдруг ФСБшница), а у русского человека страх перед «гражданином начальником» в крови. Так что я попросил ее разрешить мне «сделать это фото» и тут же ушел.
Подозрительные пограничники
Поезд отправился ровно по расписанию в 6:40. Когда мы еще не выехали из Петербурга, по громкой связи объявили, что сейчас будет происходить таможенный и пограничный контроль. Через несколько минут ко мне подошли женщины-пограничницы. Одной из них очень не понравилось фото в моем загранпаспорте, сделанное шесть лет назад.
«Вы не похожи на себя. Куда едете?» – спросила она.
«В Осло», – ответил я.
«Это Швеция?» – проявила недюжинные знания географии пограничница.
«Нет, Норвегия», – расстроил ее я.
В итоге она попросила пройти с ней в четвертый вагон, чтобы оформить меня на стационарном компьютере. Ждать пришлось долго – техника глючила. Надо сказать, ни в одной предыдущей поездке, ни на обратном пути, никаких вопросов к моей фотографии у пограничников не было.
После того, как мне задали несколько стандартных вопросов, типа места работы или «на каком автобусе я поеду назад», мне поставили штампик, извинились и отпустили на место.
Потом пришла таможенник. Она заглянула ко мне в рюкзак, спросила, везу ли я что-то запрещенное, и, получив отрицательный ответ, быстро покинула меня.
В Выборге российские таможенники и пограничники вышли. Видимо, если бы у меня было что-то не в порядке с документами или если бы я был невыездным, меня тоже высадили бы. Все последующие станции были уже на территории Финляндии.
Неравномерная загрузка
Прошелся по поезду и обратил внимание на интересную зависимость: чем ближе к началу, тем больше загрузка людьми. Во втором вагоне вообще не было свободных мест. Это означает, что люди все еще предпочитают покупать билеты в кассах, а там продают их по порядку (первый вагон – бизнес-класс, а второй – эконом). Поэтому, если вы хотите ехать в вагоне, где мало людей, берите билеты в шестой или седьмой вагоны.
В седьмом вагоне, кстати, есть детская игровая комната.
Все дальнейшее происходило буднично. Финские таможенники и пограничники, севшие уже после пересечения госграницы, задали несколько дежурных вопросов и, быстро поставив штампики, удалились.
Wi-Fi работал стабильно на протяжении всего пути следования. Туалеты оставались чистыми.
В Хельсинки мы прибыли с двухминутным опозданием. Интересно, что сотрудников поезда в пути следования я почти не видел, кроме одного мужчины, который периодически проходил взад-вперед.
В столице Финляндии поезд никто особым образом не охранял и фотографировать его можно было сколько угодно.
Так стоит ли переплачивать?
Поездка на Allegro из Петербурга в Хельсинки – быстрый удобный и очень комфортный способ передвижения. Мне было не жалко потратить 2700 рублей за такой билет.
Но, наверное, если бы на мой день билеты стоили по 5-5,5 тысяч рублей, то я предпочел бы автобус. Он идет дольше и требует высадки на границе (в том числе с вещами), но и стоит в районе 1,5-2 тысяч рублей (я сейчас говорю об официальных перевозчиках, а не о полулегальных маршрутках).
В общем, Allegro – отличный поезд европейского уровня. И придраться в
нем не к чему (и даже пограничников можно понять – работа у них такая).