Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаю делиться впечатлениями от своей поездки по Дагестану, которая состоялась в августе 2019 года. В этой заметке хочу рассказать об одном удивительном феномене, который сразу бросается в глаза любому путешественнику.
Парадокс придорожной торговли
Пожалуй, самое яркое и необъяснимое впечатление — это невероятное обилие магазинов вдоль всех основных дорог республики. Они повсюду: и действующие, и те, что только строятся. Это кажется особенно странным, когда понимаешь, насколько непросто живется многим местным жителям. Проблемы с трудоустройством и невысокие доходы — реальность для значительной части населения.
В моем родном городе, когда начались экономические трудности и зарплаты упали, первым делом начали закрываться именно магазины непродовольственных товаров: строительные, мебельные, посудные. Логика проста: нет денег у людей — нет и спроса. Но в Дагестане, судя по всему, действуют какие-то другие законы.
Экономика, которая ставит в тупик
Общая картина в республике говорит сама за себя: состояние инфраструктуры, облик многих городов и поселков явно указывают на дефицит бюджетных средств. Жители в разговорах часто жалуются на отсутствие хорошей работы. И на этом фоне контрастом выглядят бесконечные торговые ряды, вытянувшиеся вдоль трасс. В каждом, даже небольшом, населенном пункте их количество поражает.
Но самое удивительное даже не это. Помимо уже работающих точек, повсеместно идет активное строительство новых, причем весьма солидных по размерам. Возникает закономерный вопрос: кому и зачем нужны все эти площади в условиях, казалось бы, не самой благоприятной экономической ситуации?
Что продают в этих магазинах?
Картина едина, куда бы вы ни направлялись: на подъезде к Махачкале, Дербенту, Каспийску или мимо маленького села. По обеим сторонам дороги — целые стены из магазинов. И ассортимент в них весьма специфичен.
Ожидаешь увидеть продуктовые супермаркеты, но их как раз меньшинство. Основной массив — это магазины строительных материалов: сухие смеси, кирпич, обои, сантехника. Чуть ли не на каждом шагу — точки по продаже кондиционеров. На втором месте — мебельные салоны, магазины ковров, люстр и всего, что связано с обустройством жилья.
Также очень много торговых точек, специализирующихся на посуде. Немало и автомагазинов, где продают запчасти, автоакустику, краски и прочее для тюнинга.
Торговля без покупателей
Самое же поразительное в этой картине — полное, на первый взгляд, отсутствие клиентов. Магазины чаще всего полупустые. Покупателей внутри почти не видно, максимум один-два человека. Нет и оживленного потока машин на парковках. Выглядит это все довольно безрадостно: громадные торговые площади, а жизни в них не чувствуется. И при этом продолжают возводиться новые «храмы торговли» с невероятным размахом.
Возможно, я чего-то не понимаю в местной экономической модели, но классический принцип «спрос рождает предложение» здесь, кажется, не работает или работает совершенно иначе. Зачем строить все новые огромные магазины, если в уже существующих нет покупательского потока? И почему именно такой специфический ассортимент — строительные материалы и товары для дома — преобладает в регионе с непростой экономикой?
Дорогие читатели, а как вы думаете? В чем может быть разгадка этого парадокса? Поделитесь своими версиями и мыслями в комментариях! Буду рад обсудить.
Если вам интересны мои путевые заметки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
А за нашими текущими перемещениями и живыми впечатлениями можно следить в Инстаграме: @zapiskinakolenke. Заглядывайте в сторис!
