В России могут появиться принципиально новые плацкартные вагоны, где места будут расположены под углом, образуя так называемую «ёлочку». В таком формате каждый пассажир получит личное пространство, напоминающее компактную капсулу, однако традиционных мест для крупного багажа в таком вагоне не предусмотрено.
Эволюция плацкарта в России
На сегодняшний день для нужд Федеральной пассажирской компании в России выпускаются два основных типа плацкартных вагонов. Первый вариант производит Тверской вагоностроительный завод — это современные плацкарты, которые используются в составе двухвагонных сцепов. Более детально об этой модели можно прочитать по ссылке.
Второй тип — это обновлённые, или реновированные, вагоны, которые производятся на тамбовском предприятии «Вагонреммаш». Они созданы на базе старых составов и стали известны благодаря уютным мягким диванам в серо-красной гамме, которые заменили жёсткие полки, а также наличию шторок для большего уединения.
Три вагона будущего
«Трансмашхолдинг» планирует кардинально переосмыслить концепцию плацкартного вагона, по сути, заново изобретая этот формат. В настоящее время рассматриваются три перспективных проекта того, какими могут стать плацкарты в обозримом будущем.
Один из них я уже подробно описывал ранее — это модель с колонной в купе, раздвижной перегородкой и встроенными шкафчиками на боковых местах. Концепция выглядит довольно необычно и спорно.
Второй проект пока остаётся для меня загадкой — разрозненные фотографии, мелькавшие в интернете, не позволяют составить о нём целостного впечатления.
А вот третья идея, на мой взгляд, действительно интересна. Представьте: по центру вагона проходит коридор, а по обе стороны от него под углом расположены спальные места, как на первом изображении в этой статье. У каждого такого места есть собственное окно и откидной столик.
Внутри такой вагон напоминает капсульный отель, где каждое место — это отдельное мини-пространство.
Для уединения каждую «капсулу» можно отгородить шторкой.
Внутри предусмотрены сетчатые полки или ниши для личных вещей и мелкого багажа.
Визуально решение выглядит современно и эргономично.
Понятно, что такой формат в первую очередь ориентирован на поездки на относительно короткие расстояния — например, между Москвой и Санкт-Петербургом. Это вариант для тех, кто хочет просто лечь, выспаться в дороге и утром быть на месте. Также эти вагоны подойдут путешественникам, которые едут без объёмного багажа.
А как в Китае и Японии?
Мне импонирует идея с «ёлочкой» ещё и потому, что это не прямое заимствование решений из Китая или Японии, где тоже есть свои аналоги спальных вагонов.
В Китае, к примеру, в скоростных поездах существуют современные вагоны с лежачими местами, расположенными в шахматном порядке. Все они являются «боковыми» — я как-то подробно рассказывал об их устройстве.
В России же часто приводят в пример вот такой японский вагон как аналог плацкарта:
Хотя по сути он, возможно, и близок, но его вместимость значительно меньше наших классических 54 мест. Его корректнее сравнивать скорее с купе, чем с плацкартом.
Разработчики российских вагонов не раз акцентировали, что их задача — создать комфортный вагон, который при этом сохранит возможность перевозить не менее 54 пассажиров, поскольку плацкарт остаётся экономичным вариантом для массовых перевозок.
На мой взгляд, в концепции с местами «ёлочкой» этот баланс может быть достигнут. А как вы считаете? Отправились бы вы в путешествие в таком плацкарте?
