В России есть несколько легендарных поездов, о которых слышали все, и на которых многие мечтают прокатиться. Первые два поезда, которые сразу приходят на ум – это «Красная стрела» и «Россия». О «Красной стреле» я уже писал, теперь время поговорить о «России». Вернее, о том, что от нее осталось.
«Россия» – поезд действительно легендарный. Он имеет красивый номер 001/002 и соединяет всю страну от Москвы до Владивостока. Именно на нем нем чаще всего едут иностранцы, которые мечтают посмотреть Транссиб. «Россия» носит гордый статус фирменного поезда и обслуживает Московским филиалом ФПК.
Надо сказать, что между Москвой и Владивостоком есть еще один поезд с менее красивым номером 99/100 и не имеющий статус фирменного (его обслуживает Дальневосточный филиал ФПК). Полгода назад я ехал в плацкарте сотки от Москвы до Екатеринбурга и теперь невольно сравнивал поезда между собой. Оказалось, что фирменный-то и проигрывает. Но обо всем по порядку.
Когда-то поезд «Россия» имел красивые вагоны с ливреей под флаг РФ.
Но теперь все изменилось. Поезд, как и все фирменные поезда на РЖД, имеет стандартную серо-красную раскраску. Мне предстояла поездка на «России» в купейном вагоне на небольшом (по меркам маршрута поезда) участке от Кирова до Москвы.
Уже когда поезд только прибывал в Киров, я почувствовал неладное. У меня был 11-й вагон. Первым за электровозом шел 10 вагон. Потом 6, 8, ресторан, 9 и 11. Первый раз видел такую уродливую схему. И еще меня поразило: в ТАКОМ поезде и всего пять пассажирских вагонов – два плацкарта, два купе и один СВ. И ходит-то он не ежедневно, а через день. В той же «сотке» вагонов в 2-2,5 раза больше при ежедневном курсировании. В чем дело, понял позже.
Когда я зашел в вагон (около двух ночи), постель не была застелена, хотя с моего места в Кирове никто не выходил. «Вы ж понимаете, мы с Владивостока едем», – сказала проводница женщине, которая садилась вместе со мной и спросила, почему в фирменном поезде не застелена полка.
Более того, в купе не лежали пакеты с бельем. Проводница хотела, чтобы мы подождали 20 минут, пока поезд тронется, но женщина настояла, и она нехотя выдала пакеты и тапки с зубными щетками, входящие в стоимость проезда.
В моем купе спали люди. Я аккуратно застелился и лег спать. Хотел поставить телефон на зарядку, но единственная розетка была занята.
Для меня всегда загадка, по какому принципу формируются поезда. Наверное, когда-то, лет десять назад, поезду «Россия» дали самые новые на тот момент вагоны, но теперь-то они уже хуже, чем во многих нефирменных поездах. Производитель в купе ставит больше одной розетки (как правило, две, а то и четыре). А тут люди едут на большие расстояния! У каждого по гаджету, а то и не по одному. Логично, что им нужен ток. А тока мало.
Ну и вообще состояние вагона было, мягко говоря, не ах! На фото выше - заклеенное каким-то скотчем окно... А туалет при спуске воды издавал такой звук, как будто взлетала ракета. Я знаю, что во многих поездах вакуумные туалеты громкие, но здесь, кажется, весь вагон просыпался, когда кто-то сливал воду. Видео, конечно, сильно приглушает этот звук.
Утром мои соседи проснулись около семи. Я спокойно сплю под чужие разговоры, так что они мне не мешали. Они аккуратно сдвинули в сторону поездную салфетку, расстелили газетку и начали завтракать.
А в районе 10 утра мне пришлось вставать. Принесли включенное в стоимость проезда питание. Это были макароны с курицей, колбасная нарезка, булочка, два небольших печенья-ореха и бутылка воды.
Проверить свежесть макаронов не удалось – стикера с датой производства и составом блюда на них не было. Но все обошлось.
Пока я завтракал, соседи по купе включили телевизор. Он тут был и даже с работающим динамиком. Не знаю, можно ли было слушать его через наушники – скорее всего, нет. По телевизору крутили какой-то советский фильм. Я смотреть его не хотел, но объясняться с соседями мне было лень, так что меня спасли наушники с аудиокнигой. И да, розетку у них я все-таки отжал. «Делиться надо».
Ничего брендированного словом «Россия» в поезде не было. Стандартные серые занавески, и красные коврики. Сувенирная продукция? Ее проводник не предлагал. Как не предлагались ни чай, ни кофе. Но по просьбе продали.
После Владимира уже никому ни до чего не было дела. Проводники активно требовали сдать белье (напомню, что это фирменный поезд и прибывал он на конечную), а если кто не сдавал, то приходили в купе и собирали сами. В туалетах кончилась бумага и полотенца и никто не следил за тем, чтобы они были на месте. Вообще, туалеты были грязные.
Если полгода назад в плацкартном вагоне нефирменной «сотки» в туалетах была идеальная чистота, а на двери висел листок с подписями проводников об уборке каждый час (как в «Макдональдсе», то здесь листка не было (хотя карман для него остался). И чистоты тоже. А на крючках висели подкладки на унитаз – кажется, единственное, что осталось за время рейса.
Нижнее место в купе от Кирова до Москвы на «Россию» стоит больше 6000 рублей. Это примерно вдвое дороже, чем на нефирменные поезда и почему-то даже дороже, чем на другие фирменные поезда.
Честно скажу, что я ехал в тот день за баллы «РЖД-Бонус». Наверное, если бы я ехал за деньги, то я очень сильно расстроился бы. И да, я понял для себя, что если я захочу поехать по Транссибу, то выберу «сотку». Стоит дешевле, а комфорта больше. Прости, «Россия».