В нашей стране есть несколько знаменитых поездов, ставших настоящими символами железнодорожного сообщения. Два из них — «Красная стрела» и «Россия» — известны, пожалуй, каждому, и многие мечтают совершить на них путешествие. Ранее я уже делился впечатлениями о «Красной стреле», теперь же пришло время рассказать о «России». А точнее — о том, во что превратился этот некогда легендарный состав.
Поезд «Россия» действительно овеян легендами. Он носит красивый номер 001/002 и пересекает всю страну от столицы до Владивостока, являясь для многих иностранцев главным способом увидеть Великий Сибирский путь — Транссиб. Состав имеет статус фирменного и обслуживается Московским филиалом ФПК.
Стоит отметить, что между Москвой и Владивостоком курсирует еще один поезд — № 99/100, который не является фирменным и находится в ведении Дальневосточного филиала. Полгода назад я проехал на нем в плацкарте от Москвы до Екатеринбурга, и теперь невольно сравнивал оба состава. К моему удивлению, фирменный поезд во многом проигрывал. Но давайте по порядку.
Когда-то «Россия» выделялась нарядными вагонами, окрашенными в цвета государственного флага.
Сегодня все иначе. Как и многие другие фирменные поезда РЖД, он получил стандартную серо-красную ливрею. Мне предстояло проехать на «России» в купейном вагоне относительно небольшой участок пути — от Кирова до Москвы.
Первый тревожный звоночек прозвенел еще при посадке. Мой вагон был 11-м, но порядок следования вагонов поразил: после локомотива шел 10-й, затем 6-й, 8-й, вагон-ресторан, 9-й и только потом 11-й. Такой хаотичной нумерации я еще не встречал. Но больше всего удивил состав поезда: всего пять пассажирских вагонов — два плацкартных, два купейных и один СВ. И ходит он не каждый день, а через сутки. В то время как у «сотки» вагонов в два-два с половиной раза больше, и она отправляется ежедневно. Причина такого положения дел прояснилась позже.
Я зашел в вагон около двух часов ночи. Постель на моем месте не была застелена, хотя с этой полки в Кирове никто не выходил. На вопрос моей попутчицы проводница лишь раздраженно пояснила: «Вы ж понимаете, мы с Владивостока едем». Более того, в купе не было пакетов с постельным бельем. Проводница предлагала подождать отправления, но женщина настояла, и ей нехотя выдали комплекты, а также тапочки и зубные щетки, которые по умолчанию входят в стоимость билета.
В купе уже спали люди. Я тихо застелил полку и устроился. Хотел зарядить телефон, но единственная розетка оказалась занята.
Мне всегда было интересно, по какому принципу формируют составы. Вероятно, лет десять назад «России» достались самые современные вагоны того времени, но сейчас они явно уступают даже многим нефирменным поездам. Современные производители предусматривают в купе несколько розеток — обычно две, а иногда и четыре. А ведь пассажиры едут на огромные расстояния! У каждого есть гаджеты, часто не по одному. Потребность в электропитании очевидна, а его катастрофически не хватает.
В целом состояние вагона оставляло желать лучшего. На фото выше видно окно, заклеенное скотчем... А туалет при смыве издавал такой грохот, будто запускали ракету. Я знаю, что вакуумные туалеты часто шумные, но здесь, кажется, весь вагон просыпался, когда кто-то спускал воду. Видео, конечно, не передает всей мощи этого звука.
Утром соседи проснулись около семи. Меня не разбудили — я сплю достаточно крепко. Они аккуратно подвинули салфетку, расстелили газету и принялись за завтрак.
А около десяти утра пришлось вставать и мне. Принесли питание, включенное в стоимость билета: макароны с курицей, нарезку колбасы, булочку, два печенья-«орешка» и бутылку воды.
Проверить свежесть макарон не удалось — на упаковке не было стикера с датой производства и составом. К счастью, все обошлось без последствий.
Пока я завтракал, соседи включили телевизор. Он работал, и звук шел из встроенного динамика. Не знаю, была ли возможность подключить наушники — скорее всего, нет. Шел какой-то советский фильм. Смотреть его я не хотел, но вступать в дискуссию было лень, поэтому меня спасли наушники с аудиокнигой. И да, розетку я у них все-таки «отвоевал». Как говорится, делиться надо.
Ничего, что напоминало бы о бренде «Россия», в поезде не было. Обычные серые занавески и красные коврики. Сувенирная продукция? Проводник ее не предлагал. Так же, как не предлагал чай или кофе. Хотя по просьбе продать их все же можно было.
После Владимира обслуживание и вовсе сошло на нет. Проводники настойчиво требовали сдать постельное белье (напомню, это фирменный поезд, идущий на конечную), а если кто-то медлил, заходили в купе и собирали сами. В туалетах закончилась бумага и полотенца, и никто не следил за их пополнением. В целом туалеты были грязными.
Если полгода назад в плацкарте нефирменной «сотки» в уборных царила идеальная чистота, а на двери висел график уборок с подписями проводников (прямо как в «Макдональдсе»), то здесь такого листка не было (хотя карман для него остался). И чистоты тоже. На крючках висели лишь подкладки на унитаз — похоже, единственное, что уцелело за время долгого рейса.
Нижнее место в купе от Кирова до Москвы на «России» обошлось мне более чем в 6000 рублей. Это примерно в два раза дороже, чем на нефирменные поезда, и почему-то даже дороже, чем на другие фирменные составы.
Честно говоря, в тот раз я ехал ради баллов программы «РЖД-Бонус». Думаю, если бы я платил полную стоимость, то был бы сильно разочарован. И теперь я для себя понял: если захочу проехать по Транссибу, выберу «сотку». Она и дешевле, и комфортнее. Прости, «Россия», но легенда, увы, осталась в прошлом.
