Скрытые опасности арктического рациона: от цинги до смертельной печени медведя

Вчера я делилась историей о грозном недуге, который веками уносил жизни смотрителей маяков и работников полярных станций. Речь шла о цинге — болезни, которая стала серьезным препятствием в освоении Арктики и поражала почти всех, кто решался зимовать в этих суровых, безлюдных краях. И что удивительно, даже относительно разнообразные запасы провизии часто не спасали от этой напасти.

Невежество как причина бед

Хотя методы борьбы с цингой были известны еще с XVII века, научное подтверждение того, что ее вызывает исключительно дефицит витамина C, пришло лишь в 1932 году! Долгое время среди людей господствовала теория инфекционной природы заболевания.

Поэтому полярники даже не догадывались, что достаточно запастись луком, квашеной капустой или клюквой, чтобы почти наверняка избежать болезни. К тому же государственное снабжение оставляло желать лучшего: стандартный набор на зиму включал в основном муку, сухари, масло, горох, крупу, немного консервов и кофе (иногда чай или какао). Во всем остальном приходилось рассчитывать на себя — собирать ягоды, если повезет их найти, и охотиться.

Роковая добыча

Охотились кто как мог, но многие мечтали подстрелить именно белого медведя. Думаю, причины были очевидны: во-первых, люди знали, что мясо бурого медведя (а значит, вероятно, и белого) вполне съедобно. Во-вторых, такая крупная добыча могла прокормить группу надолго. Однако существовала одна скрытая опасность, которую осознали не сразу, и которая порой стоила жизни.

Сразу оговорюсь: эта проблема, конечно, не касалась коренных народов, которые, скорее всего, знали о ней испокон веков. Далее речь пойдет в основном о путешественниках-первооткрывателях и участниках арктических экспедиций, впервые попавших в высокие широты и не знакомых со многими местными особенностями.

Оказалось, что печень белого медведя содержит колоссальное количество витамина А, и употребление ее в пищу приводит к смертельному гипервитаминозу.

Смертельная доза

"Если в малых количествах витамин А не только безопасен, но и необходим, то в избытке он превращается в смертельный яд. Суточная норма для человека не превышает 800-900 мкг. Негативные последствия наступают при четырехкратном превышении этой дозы — то есть при поступлении около 3500 мкг за короткий период. А всего 100 граммов печени белого медведя содержат примерно 400 000 мкг — это в пятьсот раз больше дневной нормы! Таким образом, даже микроскопическая порция практически гарантирует тяжелое отравление." (источник цитаты)


Например, существует предположение, что участники арктической экспедиции на воздушном шаре под руководством Августа Андрэ (1897 год) погибли именно из-за употребления печени белого медведя.

Не только медведи

И, кстати, это касается не только медвежьей печени, но и других морских млекопитающих (белый медведь, к слову, тоже относится к этой категории). По тем же причинам опасно есть в больших количествах печень тюленя, кита, моржа, акулы или морского зайца.


К счастью, гибли не все. Люди, видимо, проявляли осторожность, пробуя новую пищу, и успевали понять, что печень белого медведя (в отличие от мяса) есть не стоит. Сохранились даже свидетельства на этот счет:

"Могу сказать по своему опыту, — читаем в дневнике штурмана В. И. Альбанова (1926), — что печень белого медведя вредна. У всех так сильно болит голова, что можно подумать, будто мы угорели, и даже хуже. Кроме того, у меня во всем теле сильная ломота, а у многих — расстройство желудка".
Врач полярной экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1884-1897 гг. Кетлиц отмечал те же симптомы — головную боль и бессонницу у тех, кто отведал медвежьей печени, а у съевших больше — еще тошноту и рвоту. Такое состояние длилось 7-8 часов, а бессонница проходила лишь через сутки (Нансен, 1939)." (источник).

Долгий путь к истине

Таким образом, опасности подстерегали полярников на каждом шагу. Сегодня мы, опираясь в том числе на их горький опыт, знаем, как лечить цингу и почему нельзя есть печень белого медведя. А ученые получили достоверные данные об этом лишь в середине XX века.

Причина этого отравления долго оставалась загадкой. Считалось, что его вызывают неизвестные токсины. Лишь в 1901 году доктор А. Бунге выдвинул предположение, что виной всему — витамин А, содержащийся в медвежьей печени в огромных количествах. В 1943 году К. Родаль и доктор Мур впервые описали случай гипервитаминоза А у человека, съевшего много жира печени палтуса. И только эксперименты 1950-х годов окончательно доказали, что заболевание, вызванное употреблением печени животных и рыб, — это и есть гипервитаминоз А (Перфильев, Баркаган, 1957; Hillman, 1956; и др.).