Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Каринская узкоколейная железная дорога в Кировской области – одна из немногих оставшихся в России. Для местных жителей она – жизненно необходимый транспорт, для приезжих туристов – диковинное развлечение.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

«Дорога жизни»

Железная дорога начинается в городе Кирово-Чепецке (в получасе езды от Кирова) и ведет в микрорайон Каринторф.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Железка была построена женщинами в 1942 году для снабжения торфом Кирово-Чепецкой ТЭЦ. По железной дороге, протяженность которой в лучшие годы превышала 200 км (был даже мост через Транссиб), возили и торф, и пассажиров. В 2012 году ТЭЦ перешла на газ, железную дорогу разобрали – кроме участка от Кирово-Чепецка до Каринторфа.

Между конечными станциями – река Чепца. Автомобильного моста долгие годы не было и железка оставалась единственным транспортом, с помощью из районного центра в отдаленный микрорайон доставлялись грузы и пассажиры.

Несколько лет назад мост открыли, но не постоянный, а понтонный. Весной, когда ледоход, им пользоваться нельзя. А этой осенью его и вовсе затопило из-за подъема реки.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Так что железка все еще жизненно необходима и востребована. Местные ее называют «дорогой жизни» – по ней и врачи в поселок приезжают, и полиция, если что случится.

В мае этого года узкоколейку выкупил любитель железных дорог из Москвы Евгений Стерлин вместе с супругой. Теперь он руководит пассажирскими перевозками и развивает здесь музей. Говорит, уже есть первые туристические группы и иностранцы. Я взял интервью у Евгения и посетил музей, но об это напишу отдельно, а пока – о поездке по железной дороге и о том, как до нее добраться.

Поезда до узкоколейки нет, только автобус

Я поехал смотреть Каринскую железную дорогу туристом. Лучше всего это делать в субботу или воскресенье – в этот день туристов ждут в депо, где проведут для них экскурсию.

Чтобы прокатиться в старых узкоколейных вагончиках, нужно доехать до Кирово-Чепцка. Электричек туда нет, но с автовокзала города Кирове регулярно ходит автобус №103. Он есть в двух вариация – большие автобусы, которые идут со всеми остановками и микроавтобусы-экспрессы. Время в пути – час – час-двадцать, но, говорят, можно застрять на переезде через Транссиб. «Вконтакте» есть группа, где можно посмотреть расписание автобусов. Билет стоит 120 рублей, оплата наличными у водителя. Выходить нужно на остановке «7-й микрорайон».

Я ехал на «экспрессе». Это был микроавтобус-маршрутка, который домчал нас до Кирово-Чепецка минут за 40. Мы еще и на переезде через Транссиб постоять успели.

По Каринской УЖД

На место приехал я за полтора часа до поезда. С автодороги я сразу заприметил характерный маленький вагончик – он стоял в крайней точке УЖД.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Позже я узнал, что в этом вагончике часто перевозят гробы с умершими жителями Каринторфа. Сперва из микрорайона в морг, а затем назад – на кладбище. Но в этот день там везли торф – впервые после долгого перерыва.

На платформе еще никого нет...

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Сперва у меня было желание дойти до моста через Чепцу, чтобы сфотографировать проход по нему состава. Там красиво.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Но понял, что не успею, да и маршрут прогулки не был слишком живописным. Примерно таким:

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

В окрестностях конечной станции «разъезд Новый» заняться особо нечем, так что я иду в «Пятерочку», беру перекус и брожу по окрестностям. За 15 минут до отправления на платформу стягиваются люди, а после появляется и сам состав: сегодня в нем тепловоз и четыре вагона.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Тепловоз забирает вагон-гробовозку и переходит в «голову» состава.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Я заранее предупредил руководство Музея железной дороги о своем приезде, и мне разрешили поехать в тепловозе, чтобы сделать несколько фотографий. Машинисты просят не фотографировать их в лицо.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Народу на станциях немало. Когда мост рабочий – большинство ездит на автобусе. Цена та же – 22 рубля, а маршрут лучше, автобус приходит прямо в центр города.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

А вот вид на железнодорожный мост из кабины тепловоза.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

За мостом – долгая дорога через лес. Параллельно идет и автодорога, которая теперь пустует.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Поезд идет не быстро даже по прямой. Расстояние в 10 км он преодолевает за 40 минут (с учетом остановок). Подъезжаем на конечную станцию «Техническая».

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Здесь все выходят из поезда.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Тут же стоит тепловоз на постаменте.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

На станции пока еще кипит жизнь, но буквально через пять минут люди разойдутся и тут станет пусто.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Тепловоз уже забрал торфяной вагон и повез убирать его с путей. На часах еще нет 15:00, а тени уже длинные. Кировская область живет по неправильному для нее московскому времени, и в 16 уже темно.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Стрелки переводятся вручную.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Теперь тепловоз убирает от платформы и пассажирские вагоны. До ближайшего рейса – почти два часа. Несколько фотографий собраны в галерею.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей
Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Обратно я еду уже в вагоне с пассажирами. Чтобы было тепло, в вагоне весь день топится печка.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Так выглядит пассажирский салон изнутри.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Совсем стемнело... Когда тепловоз подцеплен и работает генератор, в вагонах есть освещение. Внутри светло и уютно.

Фоторепортаж: как построенная в 1942 году под Кировом узкоколейка каждый день спасает местных жителей

Вечерний пятничный рейс в Кирово-Чепецк ушел не пустым. Вагоны не были битком набиты людьми, но свободных сидячих мест почти не оставалось. Кондуктор, которая одновременно и печку топит, и билеты продает, говорит: бывает, что и стоя едут, но обычно это регулируется подцепкой дополнительных вагонов. Сейчас их здесь шесть, но один на ремонте.

На станциях в самом Кирово-Чепецке садятся люди. Удивляюсь: неужели они пользуются узкоколейкой внутри города, как городским транспортом? Но нет: это они просто раньше времени пришли на остановку и занимают места, чтобы доехать до конечной в Чепецке, а затем отправиться в полное путешествие в свой Каринторф.

Если вы захотите повторить мое путешествие, то в этой группе «Вконтакте» найдете всю информацию о Каринской узкоколейке и расписание поездов.