Каринская узкоколейная железная дорога в Кировской области – одна из немногих оставшихся в России. Для местных жителей она – жизненно необходимый транспорт, для приезжих туристов – диковинное развлечение.
«Дорога жизни»
Железная дорога начинается в городе Кирово-Чепецке (в получасе езды от Кирова) и ведет в микрорайон Каринторф.
Железка была построена женщинами в 1942 году для снабжения торфом Кирово-Чепецкой ТЭЦ. По железной дороге, протяженность которой в лучшие годы превышала 200 км (был даже мост через Транссиб), возили и торф, и пассажиров. В 2012 году ТЭЦ перешла на газ, железную дорогу разобрали – кроме участка от Кирово-Чепецка до Каринторфа.
Между конечными станциями – река Чепца. Автомобильного моста долгие годы не было и железка оставалась единственным транспортом, с помощью из районного центра в отдаленный микрорайон доставлялись грузы и пассажиры.
Несколько лет назад мост открыли, но не постоянный, а понтонный. Весной, когда ледоход, им пользоваться нельзя. А этой осенью его и вовсе затопило из-за подъема реки.
Так что железка все еще жизненно необходима и востребована. Местные ее называют «дорогой жизни» – по ней и врачи в поселок приезжают, и полиция, если что случится.
В мае этого года узкоколейку выкупил любитель железных дорог из Москвы Евгений Стерлин вместе с супругой. Теперь он руководит пассажирскими перевозками и развивает здесь музей. Говорит, уже есть первые туристические группы и иностранцы. Я взял интервью у Евгения и посетил музей, но об это напишу отдельно, а пока – о поездке по железной дороге и о том, как до нее добраться.
Поезда до узкоколейки нет, только автобус
Я поехал смотреть Каринскую железную дорогу туристом. Лучше всего это делать в субботу или воскресенье – в этот день туристов ждут в депо, где проведут для них экскурсию.
Чтобы прокатиться в старых узкоколейных вагончиках, нужно доехать до Кирово-Чепцка. Электричек туда нет, но с автовокзала города Кирове регулярно ходит автобус №103. Он есть в двух вариация – большие автобусы, которые идут со всеми остановками и микроавтобусы-экспрессы. Время в пути – час – час-двадцать, но, говорят, можно застрять на переезде через Транссиб. «Вконтакте» есть группа, где можно посмотреть расписание автобусов. Билет стоит 120 рублей, оплата наличными у водителя. Выходить нужно на остановке «7-й микрорайон».
Я ехал на «экспрессе». Это был микроавтобус-маршрутка, который домчал нас до Кирово-Чепецка минут за 40. Мы еще и на переезде через Транссиб постоять успели.
По Каринской УЖД
На место приехал я за полтора часа до поезда. С автодороги я сразу заприметил характерный маленький вагончик – он стоял в крайней точке УЖД.
Позже я узнал, что в этом вагончике часто перевозят гробы с умершими жителями Каринторфа. Сперва из микрорайона в морг, а затем назад – на кладбище. Но в этот день там везли торф – впервые после долгого перерыва.
На платформе еще никого нет...
Сперва у меня было желание дойти до моста через Чепцу, чтобы сфотографировать проход по нему состава. Там красиво.
Но понял, что не успею, да и маршрут прогулки не был слишком живописным. Примерно таким:
В окрестностях конечной станции «разъезд Новый» заняться особо нечем, так что я иду в «Пятерочку», беру перекус и брожу по окрестностям. За 15 минут до отправления на платформу стягиваются люди, а после появляется и сам состав: сегодня в нем тепловоз и четыре вагона.
Тепловоз забирает вагон-гробовозку и переходит в «голову» состава.
Я заранее предупредил руководство Музея железной дороги о своем приезде, и мне разрешили поехать в тепловозе, чтобы сделать несколько фотографий. Машинисты просят не фотографировать их в лицо.
Народу на станциях немало. Когда мост рабочий – большинство ездит на автобусе. Цена та же – 22 рубля, а маршрут лучше, автобус приходит прямо в центр города.
А вот вид на железнодорожный мост из кабины тепловоза.
За мостом – долгая дорога через лес. Параллельно идет и автодорога, которая теперь пустует.
Поезд идет не быстро даже по прямой. Расстояние в 10 км он преодолевает за 40 минут (с учетом остановок). Подъезжаем на конечную станцию «Техническая».
Здесь все выходят из поезда.
Тут же стоит тепловоз на постаменте.
На станции пока еще кипит жизнь, но буквально через пять минут люди разойдутся и тут станет пусто.
Тепловоз уже забрал торфяной вагон и повез убирать его с путей. На часах еще нет 15:00, а тени уже длинные. Кировская область живет по неправильному для нее московскому времени, и в 16 уже темно.
Стрелки переводятся вручную.
Теперь тепловоз убирает от платформы и пассажирские вагоны. До ближайшего рейса – почти два часа. Несколько фотографий собраны в галерею.
Обратно я еду уже в вагоне с пассажирами. Чтобы было тепло, в вагоне весь день топится печка.
Так выглядит пассажирский салон изнутри.
Совсем стемнело... Когда тепловоз подцеплен и работает генератор, в вагонах есть освещение. Внутри светло и уютно.
Вечерний пятничный рейс в Кирово-Чепецк ушел не пустым. Вагоны не были битком набиты людьми, но свободных сидячих мест почти не оставалось. Кондуктор, которая одновременно и печку топит, и билеты продает, говорит: бывает, что и стоя едут, но обычно это регулируется подцепкой дополнительных вагонов. Сейчас их здесь шесть, но один на ремонте.
На станциях в самом Кирово-Чепецке садятся люди. Удивляюсь: неужели они пользуются узкоколейкой внутри города, как городским транспортом? Но нет: это они просто раньше времени пришли на остановку и занимают места, чтобы доехать до конечной в Чепецке, а затем отправиться в полное путешествие в свой Каринторф.
Если вы захотите повторить мое путешествие, то в этой группе «Вконтакте» найдете всю информацию о Каринской узкоколейке и расписание поездов.