Для многих американцев сам факт существования развитого городского транспорта — уже открытие. За пределами гигантов вроде Нью-Йорка или Бостона, если семья не испытывает финансовых трудностей, об автобусах и метро часто знают лишь по рассказам. В США личный автомобиль — это норма, образ жизни. В те же мегаполисы на машинах не ездят только из-за чудовищных пробок. У нас же, как и во многих европейских странах, общественный транспорт — неотъемлемая часть жизни любого города, от столицы до провинции. Что же в этой системе кажется американским гостям особенно необычным?
Маршрутки: хаотичное приключение
Наши маршрутки — это целая вселенная. Не всегда понятные маршруты, автобусы с налетом времени, водители-виртуозы, которые одновременно принимают оплату, следят за пассажиропотоком, настраивают радио и каким-то чудом ведут машину. Поездка в такой маршрутке — это глубокое погружение в местный колорит, к которому не каждый американец психологически подготовлен.
Нью-йоркские доллар-вэны — почти то же, что наши маршрутки
Если быть объективным, в Нью-Йорке тоже есть нечто похожее. Это так называемые доллар-вэны, джитни (название пошло от пятицентовой монеты, которой когда-то платили за проезд) и джибси-кэбы (нечто вроде «цыганских такси»). Это обычно полулегальные машины или минивэны, которые за фиксированную сумму возят пассажиров там, где обычный транспорт работает плохо.
Метро-дворцы: архитектурный шок
Помню, как мой знакомый американец Том впервые спустился в Московское метро. Его реакция была — полный шок! Он ожидал увидеть подобную роскошь в Большом театре или на ВДНХ, но никак не под землей. Огромные залы, высокие своды, мраморные колонны и скульптуры — это совершенно не вязалось с его представлениями о подземке.
Станции метро в Вашингтоне, столице США
В Штатах что-то отдаленно похожее по масштабу есть в метро Вашингтона. Там тоже просторные станции с высокими потолками. Но они все на одно лицо и больше напоминают бункеры или убежища. А в Нью-Йорке или Бостоне станции, как правило, тесные, не слишком чистые и резко контрастируют с тем, что творится наверху.
Доступное такси и каршеринг
Это, в общем-то, логично: средний уровень доходов у нас ниже, а значит, ниже и покупательная способность. Соответственно, и цены на услуги, включая такси, более доступные. Нашим водителям это может казаться несправедливым: машины и бензин в США дешевле, а тарифы на перевозки — выше!
Тарифы нью-йоркского такси
Вероятно, после рабочего дня у американского таксиста на руках остается больше денег. Но не стоит забывать, что и тратить ему приходится больше: услуги автосервиса, как и всё остальное, там дороже, да и стоимость жизни в целом высока. Идеальная ситуация — зарабатывать в Штатах, а приезжать тратить деньги к нам!
Культура уступать место
Когда Том зашел в вагон метро, он сразу заметил, как молодой парень уступил место женщине, которая была явно старше его, но не «бабушкой», как выразился американец. К его большому удивлению, женщина поблагодарила и села. Казалось бы, обычная вежливость, верно? Но не для США.
Не редкая картина в американском общественном транспорте
Я уже как-то писала, что такая форма вежливости, как уступить место пожилому человеку или женщине, в Штатах может привести к неожиданной реакции. Молодой человек, предлагая место, как бы намекает, что женщина принадлежит к «слабому» полу и, возможно, уже в возрасте. Вместо благодарности американец или американка вполне могут устроить сцену, восприняв жест как оскорбление!
