С моей, несколько сумбурной, точки зрения человека, далёкого от догматики, ответ очевиден — «Никакого!». Простому верующему в России эти церковные разногласия по сути безразличны.
Что изменится для прихожанки?
Задумайтесь, какие реальные последствия могут быть для обычной русской бабушки, которая, кутаясь в поношенную шаль, семенит в храм в лютый мороз, от того, что патриарх Александрийский признал так называемую «раскольническую» Православную церковь Украины и внёс имя её предстоятеля в диптих — ссылка на РИА Новости.
Спросите сначала эту старушку, знает ли она вообще, что такое «диптих», и будет ли она искренне переживать, упоминают или нет на службе главу украинской церкви. Она всегда воспринимала богослужение сердцем и душой, не вникая в слова, и продолжит это делать. Для неё важна сама молитва, а не церковная политика.
Вопрос веры и пожертвований
Или другой момент: разве от того, что пожертвования части украинских прихожан теперь не пополняют московскую казну, эти люди стали менее православными? Неужели они начали креститься иначе или перешли на «тёмную сторону»? Вера человека — в его душе, а не в финансовых потоках между епархиями.
Скорбь, которую выражает руководство Русской Православной Церкви, мне кажется искренней. Да, «единство православия» действительно нарушено, если под этим единством понимать в первую очередь вопрос власти и управления — «кто конкретно рулит».
Сила авторитета и простота веры
Хотя, конечно, если батюшка в храме скажет той самой бабушке, что нужно осуждать Украинскую церковь и Константинопольский Патриархат, она, скорее всего, послушается. Она верит священнику так же безоговорочно, всей душой, как и самой вере. В этом и есть сила простой, неискушённой религиозности.
Дорогие друзья, если у вас есть свои мысли о том, как этот набирающий обороты раскол может повлиять на жизнь обычных верующих в России и Украине — добро пожаловать в комментарии, буду рад обсудить!
Читайте также:
«Дали приход и крутись, как можешь...» — о церковной финансовой иерархии