Из всех мест, которые я посетил на Северном Кавказе, Кизляр стал для меня самым горьким разочарованием.
Честно говоря, я не могу точно сказать, почему у меня сложился такой образ этого города. Возможно, виной тому частые упоминания Кизляра в исторических книгах и кинолентах, а, может быть, аура романтики, которую создает знаменитый одноименный коньяк. Как бы то ни было, в моем воображении он представал колоритным, самобытным и живописным уголком Дагестана.
Исходя из этих ожиданий, я выделил на знакомство с Кизляром почти полдня: планировал найти уютное место для обеда, неспешно пройтись по улицам и, конечно, сделать несколько запоминающихся кадров.
Однако первые сомнения начали закрадываться еще на блок-посту при въезде. Полицейский, проверявший документы, спросил о цели визита. Услышав про обед, прогулку и фотографии, он лишь скептически хмыкнул, вернул паспорт и произнес: «Ну-ну… Поезжайте». В его голосе читалось безразмерное неверие в мои планы.
Как выяснилось позже, он был абсолютно прав. Ни с обедом, ни с прогулкой, ни с фотографиями в Кизляре ничего не вышло. Просто потому, что для этого не было ни малейшей возможности.
Въезд и первые впечатления
Дорога в город началась с вида на захламленную речку, затем мы проехали мимо полуразрушенных зданий какой-то промзоны. Слева тянулся огромный забор, увенчанный колючей проволокой, — казармы спецполка МВД, где живут полицейские, командированные сюда из разных регионов России. А дальше пошли улицы частного сектора.
И это был пейзаж, достойный кадра из самого мрачного фильма Андрея Звягинцева.
Повсюду царили уныние, запустение и какая-то тотальная коричневато-серая неухоженность. Не попалось ни одного привлекательного или хотя бы просто аккуратного дома. Ни одного целого или покрашенного забора.
Окна и двери всех магазинов были закованы в решетки. Вместе с полицейской крепостью и вооруженными патрулями на блок-постах это красноречиво говорило об уровне безопасности в городе.
Навигатор показывал, что до центра оставалось все меньше, но ожидаемого преображения пейзажа не происходило. Единственное изменение — дорога стала немного шире, а дома — чуть менее разваливающимися.
«Сердце» города
И вот он, центр, где я надеялся найти место для обеда. Теперь я наконец понял ироничную реакцию полицейского на въезде.
Перед нами предстал хаотичный рынок, остов недостроенного и сгоревшего торгового центра, нагромождение торговых павильонов, пестрых вывесок, машин, припаркованных как попало, и людей в темной, мрачной одежде, сновавших среди всего этого безобразия. Ощущения, скажу я вам, были не из приятных.
Едва ли не единственным ярким пятном в этой серости была вывеска IKEA. Разумеется, это был не гипермаркет, а лишь пункт приема заказов, которые доставляют откуда-то из Краснодара.
В такой атмосфере не возникло ни малейшего желания ни обедать, ни гулять. Мы просто вбили в навигатор новый маршрут и отправились обратно к трассе, надеясь найти кафе уже по дороге в Махачкалу. А Кизляр еще какое-то время продолжал «радовать» нас своими видами из окна.
На обратном пути мы снова проезжали тот же блок-пост. Полицейский узнал нас, подошел к открытому окну и, кивнув, дал понять, что проверять документы снова не будет. Он лишь задал риторический вопрос: «Судя по всему, пообедать не получилось?» Ответ был очевиден. Так Кизляр и остался в моей памяти городом-разочарованием.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или канал в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru (там сейчас Сирия), чтобы следить за всеми путешествиями в режим он-лайн: в сторис и публикациях.
