Новый маршрут Аэроэкспресса в Шереметьево: больше времени в пути и неудобства для пассажиров

С вводом в эксплуатацию первого Московского центрального диаметра, который намечен на 21 ноября, кардинально изменится работа аэроэкспресса, следующего в Шереметьево. На практике эти перемены, как я понимаю, принесут пассажирам немало хлопот. Давайте разберемся, в чем именно будут заключаться сложности.

Итак, с большой долей вероятности, уже с 21 ноября все составы, следующие в аэропорт Шереметьево, перейдут на обновленную схему движения. Для начала я поясню, чем вызвана такая необходимость.

На текущий момент значительный отрезок пути аэроэкспресса пролегает по трассе будущего МЦД-1. Пока что график движения пригородных электричек составлен таким образом, что у экспресса есть временное окно, позволяющее ему двигаться быстрее обычных электропоездов. Однако после запуска диаметра с его высокой интенсивностью движения и плотным графиком, сохранить этот приоритет станет технически невыполнимой задачей.

Существует и вторая проблема. Маршрут МЦД-1 объединяет два направления: Савеловское и Белорусское. На Белорусском направлении пассажиропоток традиционно выше, но там нет аэроэкспрессов, зато есть четыре железнодорожных пути. На Савеловском направлении пассажиров меньше, но именно там курсируют аэроэкспрессы, а путей всего два. Если установить для всего диаметра МЦД-1 увеличенные интервалы движения из-за аэроэкспрессов на Савеловском направлении, то пассажиры на Белорусском направлении столкнутся с неудобствами из-за редкого движения поездов.

Решение нашли довольно специфическое. Теперь маршрут Аэроэкспресса в Шереметьево будет выглядеть так. Свое движение состав начнет в Одинцово. До станции Белорусская он будет следовать в режиме обычной электрички в составе движения МЦД-1. На Белорусском вокзале всех пассажиров, не следующих в аэропорт, попросят выйти, после чего состав примет новых пассажиров с авиабилетами и отправится дальше уже по специальному тарифу в 500 рублей. Те, кто сел в поезд до Белорусского вокзала, но все же летит из Шереметьево, смогут остаться в вагонах.

На участке между Белорусским вокзалом и аэропортом Шереметьево поезд сделает две остановки – на Савеловском вокзале (остановка будет возобновлена) и на станции Окружная. Обслуживать этот маршрут будут поезда швейцарской компании Stadler, которые производятся в Беларуси.

Стоит отметить, что несколько составов уже сейчас курсируют по этой новой схеме (правда, пока без остановки на Савеловском вокзале).

В чем заключаются основные минусы новой схемы?

1. Поезда, следующие в Шереметьево, будут отправляться с Белорусского вокзала с центральной платформы. Это означает, что пассажирам с багажом придется преодолевать путь через уличный пешеходный мост, на котором около 50 ступеней, а эскалаторы или лифты отсутствуют. Сейчас посадка осуществляется с платформы, расположенной ближе всего к зданию вокзала, что создает максимально комфортные условия для путешественников с чемоданами.

2. Время стоянки состава в Шереметьево сократится до двух минут. Проблема не только в том, что за такой короткий промежуток прибывающим пассажирам нужно будет выйти, а отъезжающим – успеть зайти в вагоны с багажом. Раньше те, кто пришел на вокзал заранее, могли ожидать отправления в теплом вагоне, теперь же им, скорее всего, придется ждать на открытой платформе, что особенно неприятно в холодное время года.

3. График движения аэроэкспресса будет жестко встроен в общее расписание МЦД на Савеловском направлении. Это значит, что, хотя поезд и не будет делать лишних остановок, его скорость сравняется со скоростью обычной электрички. По моим оценкам, это приведет к увеличению времени в пути с нынешних 35 минут примерно до 50 минут.

4. Подобная организация движения, на мой взгляд, противоречит самой идее МЦД как аналога метро. Пассажир, пришедший на станцию в Одинцово, уже не сможет просто сесть в первый подошедший электропоезд, чтобы доехать, например, до Лобни. Ему придется внимательно изучать расписание, чтобы случайно не оказаться в аэроэкспрессе, который высадит всех на Белорусском вокзале.

5. Возникает путаница с тарифами. Теоретически, в аэроэкспрессе должны быть запрещены поездки со станций на участке от Одинцово до Белорусского вокзала далее самого Белорусского вокзала. Однако перед тем как без остановок следовать в Шереметьево, поезд все же остановится на Савеловском вокзале и на Окружной. Что будут делать с пассажирами, которые не выйдут вовремя? Логичным решением было бы разрешить им ехать по тарифам МЦД хотя бы до станции «Окружная».

6. Аэроэкспресс всегда позиционировался как специальный, комфортабельный поезд для поездки в аэропорт. В вагонах можно найти журналы, есть бизнес-класс, по составу ходят проводники с тележками питания. Интересно будет посмотреть, как изменится уровень сервиса после того, как эти же составы начнут работать в режиме массовой пригородной электрички на части маршрута.

К слову, в связи с переводом двухэтажных составов на маршрут в Шереметьево, на направления в аэропорты Домодедово и Внуково вернутся старые одноэтажные электропоезда серии ЭД4МКМ и составы «Ласточка».