Мы живём в удивительное время, когда быт, окружающая среда и условия жизни меняются до неузноваемости в рамках одного поколения. А вы задумывались о том, что были времена, когда люди жили из поколения в поколение в одной поре? И весь жизненный уклад сохранялся, и внуки жили также как и их деды...
А сейчас не так. Мой дед жил совершенно в другом мире и быте, по сравнению со мной, а мои дочки не застали реалий моего детства.
Предлагаю пройтись со мной по усадьбе-музею донских казаков, и попробовать угадать, за чем был нужен тот или иной предмет. Вопреки обычной практики, я буду помещать описание под фотографией, чтобы у вас была возможность поугадывать... Ну, что? Поглядим как жили казачки на Верхнем Дону 100 лет назад?
Это щётки, для рассчёсывания овечей шерсти. Овцы были значительным источником дохода казаков. К концу девятнадцатого века только в станице Казанской поголовье насчитывало около 30000 голов. Овцы были волжской породы. Шерсть взрослых овец с осенней стрижки называлась "перестрига", а нежная тонкая шерсть ягнят – "поярок".
Шерстобитник – станок для получения сырья для валенок. Трудится на нём было довольно тяжело. В час получалось до 13 кг шерстяного полотна, похожего на одеяло. Шерсть была некрашенной и валенки получались натуральных цветов.
На мужские валенки отвешивали 2-2,5 кг, на женские – 1,5-2 кг, на детские – 1 кг.
Это преспособления для снятия и пересадки пчелиного роя. Полено с просверленным нутром приставлялось к дуплу, где жили пчёлы, и постукиванием по дереву колотушкой рой выгонялся со старого места. Так я это понял. Это бортническое пчеловодство, которое существовало ещё до пасек.
Дымарь – устройство для пчёл, которое их успокаивает и позволяет бортнику производить необходимые манипуляции. Дым маскирует защитные феромоны, которые выделяют пчёлы охранники и пчёлы, которые случайно были раздавлены. Кроме того, пчёлы думают, что пожар, и начинают подготовку к эвакуации роя, не сильно отвлекаясь на человека.
Колесо от телеги, на самом деле не колесо, а приспособление для сушки кушинов. Кувшин имел вверху расширение, которое позволяло доставать его из печи ухватом.
Этим же расширением кувшины цеплялись за сужающиеся к центру спицы сушки.
Ну, это приспособление, думаю, узнают все. Оно принадлежит одной из самых уважаемых и зажиточных профессий в станице.
Кузнечные меха, конечно же. Кроме стационарной кузни, в походах казаки использовали и полевые кузни, на случай если раскуётся конь или поправить оружие.
Вот тоже предметы, которые раньше считались обязательным элементом интерьера и показывали достаток.
Печные дверцы. На одной написано "ДМЗ" – похоже, Демидовский металлургический завод. Другая заглушка и вовсе австрийская: "Антон Бессер. Вена". Возможно даже с Первой Мировой войны привезена.
Об этом станке я рассказывал отдельно, в конце заметки дам ссылку на тот пост.
Называется он просаком, и именно от него образовалось выражение "попасть впросак".
А это "сани" – ещё одно приспособление, которое вместе с просаком помогало скручивать верёвки в канаты, а бечеву – в верёвки.
Это стиральная машинка начала ХХ века, с режимом "ручная стирка". Собственно только этот режим в ней и был.
Среди предметов имеются рубель и скалка, при помощи которых бельё потом гладили. Процесс этот назывался "катаньем". От него пошло выражение "не мытьём так катаньем".
Далее в моей заметке, как в сказке – развилка:
Налево пойдёшь – почитаешь как попасть в просак (фото и видео)
Направо пойдёшь – почитаешь про рубель и как катанье происходило
Прямо пойдёшь на сайт про казацкие нагайки попадёшь. Интернет-магазин нагаек ручной работы является партнёром данного поста. На сайте можно узнать какие бывают нагайки. Как они плетутся. Чем отличается донская нагайка от кубанской. И многое другое. Если вы подыскиваете оригинальный подарок, как символ власти, то это самое то. Как впрочем и сувенир из казачьего края на память дорогому гостю.
Ну, а у меня всё. Спасибо за внимание. Если было интересно со мной прогуляться и посмотреть на старинную жизнь Верхнего Дона, поддержите пост лайком. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропускать новые истории