Грандиозная стройка века: как возводили Крымский мост

Чтобы по-настоящему понять размах происходящего, нужно было это увидеть своими глазами! Огромный, живой механизм, который работал без остановки, усеянный сотнями кранов, ежечасно пропускающий через себя бесконечные колонны грузовиков и поглощающий тысячи тонн металла, бетона и арматуры...

Соединение с материком

Ровно год назад свершилось событие, которого так долго ждали жители Крыма: был открыт мост через Керченский пролив, наконец-то соединивший полуостров с материковой частью России.

Давайте вместе вспомним, как создавался этот уникальный объект — самый длинный мост не только в России, но и во всей Европе.

Строительная площадка не затихала ни на минуту, работа кипела круглосуточно, в любую погоду, на протяжении трех долгих лет. На пике активности здесь одновременно трудились больше 10 тысяч человек — рабочие и инженеры, а также задействовали свыше 500 единиц самой разной техники — от исполинских кранов до обычных самосвалов и асфальтоукладчиков.

Возведение велось сразу с двух берегов — со стороны Таманского полуострова и со стороны Керчи.

Основная часть конструкции опирается на бетонные опоры, установленные прямо в водах пролива, а меньшая проходит через остров Тузла. Неподалеку от Керчи расположен судоходный фарватер, над которым и возвели две гигантские металлические арки — самые высокие точки всего сооружения, предназначенные для железнодорожного и автомобильного движения.

От берега в море

Так выглядело «начало» моста со стороны крымского берега — возведение опор прибрежного участка.

Сначала подготавливали фундамент и монтировали арматурный каркас, который затем заливали бетоном. Каждая последующая опора была чуть выше предыдущей, формируя необходимый уклон и направление для будущего дорожного полотна.

Строительство надводной части оказалось куда более сложной задачей, чем наземной. Первым делом потребовалось забить более 500 временных свай, на которых соорудили вспомогательный технологический мост. Он был необходим для перемещения техники, рабочих и доставки строительных материалов.

Уже с этого временного моста и специальных плавучих платформ велись работы по заливке массивных опор для надводных пролетов.

Вот такой вид открывался снизу на строящуюся автомобильную часть моста. Справа можно разглядеть элемент, называемый аванбеком — это конструкция, похожая на скошенную лыжу. Ее крепили впереди пролетного строения, чтобы облегчить процесс «надвижки» — заползания пролета на опору.

Чем дальше от берега, тем массивнее становились бетонные опоры. Самые крупные и тяжелые установили непосредственно перед судоходными пролетами. Это связано с колоссальным весом самих пролетов и повышенной нагрузкой на опоры из-за сильных течений в районе фарватера Керченского пролива, над которым и расположены арки.

Ювелирная работа: монтаж арок

Самой сложной и зрелищной операцией во всей эпопее строительства Крымского моста стала установка судоходных арок — автомобильной и железнодорожной.

Вес каждой из этих гигантских конструкций превышал 6 тысяч тонн. Их собирали на специальных стапелях на керченском берегу, а затем по воде транспортировали к месту монтажа.

Операция по синхронному подъему арки с двух сторон на высоту 35 метров над водой и ее точной установке на опоры с помощью мощнейших плавучих кранов была ювелирной и занимала почти целые сутки. И это для каждой арки в отдельности.

Обратите внимание, как миниатюрно выглядят люди на фоне опоры, поддерживающей судоходную арку.

Вид с верхней точки железнодорожной арки на автомобильный подход, который в тот момент еще не был соединен с основной частью моста, на временный технологический мост и плавучие монтажные платформы.

На время этих критически важных операций судоходство по Керченскому проливу даже приостанавливали, так как фарватер был полностью перекрыт кранами и платформами. Риск был огромен: если бы что-то пошло не по плану и арка рухнула в воду, она бы надолго заблокировала путь судам, а сроки сдачи моста отодвинулись бы на многие месяцы.

К счастью, оба монтажа прошли безупречно. Арки заняли свои места, и до торжественного открытия движения оставалось чуть больше полугода...

В следующей части я покажу самые впечатляющие кадры со строительства Крымского моста и расскажу о некоторых деталях и нюансах, о которых вы вряд ли прочитаете в обычных репортажах об этой великой стройке.

-----

Чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. И, конечно, чтобы следить за новыми материалами из моего весеннего путешествия в Крым и других поездок по миру.

-----

Также рекомендую почитать:7 поводов улететь на Тенерифе, если надоело отдыхать в КрымуЧто смотреть и чем заняться в Северной Осетии