Новый плацкарт с душем: удобства и подводные камни двухвагонных сцепов

Недавно в Сочи, 23 октября, состоялась презентация нового двухвагонного сцепа, в составе которого есть плацкартный вагон. Фотографий пока не очень много, но даже те, что уже появились, дают довольно ясное представление о том, что нас ждёт.

Если верить информации из открытых источников, в 2019 году Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) завершил выпуск для РЖД вагонов прежнего образца. Последние классические плацкарты от этого завода до сих пор можно встретить в составе «крымских» поездов перевозчика «Гранд сервис экспресс», которые ходят, например, между Москвой и Санкт-Петербургом. Все фотографии в статье собраны в галереи, их можно листать.

Современные технологии в плацкарте

Эти плацкартные вагоны оснащены по последнему слову техники. Помимо уже ставших привычными кондиционеров и биотуалетов, здесь у каждого места есть розетки и USB-порты для зарядки, а также индивидуальные светильники, как в купе. Вся информация о параметрах поездки в таких вагонах централизованно передаётся на пульт управления начальнику поезда в штабном вагоне.

Новая эра: двухвагонные сцепы

После завершения производства старых моделей ТВЗ сосредоточился на выпуске двухвагонных сцепов и двухэтажных вагонов. Когда эти сцепы только анонсировали, ходило много разговоров о принципиально новом плацкарте по австрийскому образцу — с увеличенными рундуками, шторками у полок и необычной центральной колонной со шкафчиками и столиками.

Однако на данный момент эти идеи так и не были воплощены в жизнь.

Любопытно, что СМИ единогласно сообщили о презентации в Сочи именно плацкартного сцепа. Но мне попалась фотография ТАСС, где чётко видно, что на одном вагоне указано 36 мест, а на другом — 54. Это означает, что сцеп состоял из купейного и плацкартного вагонов.

Как мне пояснили, технология позволяет сцеплять друг с другом по два вагона любого класса. Уже сейчас есть обычные купейные, штабные купейные и плацкартные вагоны (возможно, позже появятся и СВ). Их можно соединять в любой комбинации по два. При этом один вагон должен быть главным — там находится проводник, а второй — второстепенным, где вместо купе проводника оборудована зона с холодильником и микроволновой печью.

Вопросы без ответов

Кстати, будет ли эта зона доступна для пассажиров в реальных условиях, пока не ясно. Кроме того, мне так и не ответили на вопрос, как будет организовано пользование душевой кабиной. Если доступ к ней будет платным, то это значит, что туалетная комната с душем будет постоянно закрыта, и открывать её станут только для тех, кто заплатил. Тогда для всех пассажиров останется всего один туалет, что для плацкартного (да и для купейного) вагона явно недостаточно.

Ещё один момент, вызывающий вопросы, — это замена привычного титана на новые пурифайеры, которые фильтруют и подогревают, но не кипятят воду.

Посадка: одна дверь на всех

Обычная туалетная комната и туалетная комната с душем будут в каждом вагоне сцепа, а вот посадка будет осуществляться только через один из двух вагонов — тот, в котором едет проводник. Если это будет сцеп из двух плацкартов, то через одну дверь придётся успеть посадить до 108 человек (хорошо, если это будет конечная станция, а не промежуточная).

Как отличить сцеп от обычного вагона

Кстати, знаете, как отличить двухвагонный сцеп от обычных вагонов, если вы просто увидели их на улице? По отсутствию дверей с одной из сторон. У обычного вагона два тамбура и четыре двери, а у сцепов — один тамбур и две двери. Да и переход между вагонами у них совсем другой — герметичный.

Что нового в купейном вагоне сцепа

О купейном вагоне, входящем в сцеп, я уже рассказывал. Вкратце повторю: от нынешних купе он отличается наличием сейфов, изменённым дизайном столов со складывающимися «крыльями», кнопкой регулировки температуры воздуха в купе и, само собой, розетками и USB-разъёмами у каждого места.

Особенности нового плацкарта

Что касается плацкартных вагонов, то серьёзных изменений немного. Получилось, что на базовую конструкцию, которую мы уже видели в купейном сцепе, перенесли традиционную плацкартную «начинку». Главные новшества — это уже упомянутый принцип «один проводник и один вход» на два вагона, а также появление душа.

Изменения в интерьере Тверской вагоностроительный завод в соцсети «ВКонтакте» описывает так: «Стены в вагоне в бежевых тонах, полки — в лазоревых, у каждого места — индивидуальное освещение и розетка, столик между полками откидывается вверх, что создаёт дополнительное пространство».

Подписывайтесь на нас в ВКонтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы также публикуем важные железнодорожные новости.