Каждый раз, наблюдая за слаженной жизнью гонконгского мегаполиса, я испытываю искреннее восхищение. Этот город, несмотря на колоссальную плотность населения и высотную застройку, демонстрирует поразительный пример того, как можно организовать пространство для людей. Здесь всё — от транспорта до пешеходных зон — продумано до мелочей, создавая ощущение, что каждый элемент инфраструктуры существует ради комфорта жителей. И в этот момент невольно задумываешься: а почему у нас так не получается?
Порой решения настолько просты и логичны, что возникает вопрос: «Неужели это так сложно реализовать?». И сразу же следом рождается другой: «Почему у нас до сих пор нет ничего подобного, если это очевидно удобно?». Мне искренне хочется, чтобы все наши чиновники, отвечающие за городское планирование, транспорт и инфраструктуру, приехали сюда и увидели, как можно работать по-другому. Как можно победить пробки, сделать общественный транспорт привлекательнее личного автомобиля, проектировать районы так, чтобы утро и вечер не превращались в ежедневный стресс для тысяч людей.
Спальные районы без пробок: это реально
Жилые кварталы Гонконга — это нечто невероятное. Гигантские башни в 60–70 этажей, где на каждом расположены десятки квартир, стоят так близко друг к другу, что кажется, будто пространства между ними почти нет. Казалось бы, в таких условиях утренние и вечерние часы пик должны парализовать весь район. Но нет — здесь нет пробок. Звучит как фантастика, но это правда.
Я не знаю всех технических деталей, но то, что бросается в глаза обычному наблюдателю, впечатляет: дорожная сеть здесь выстроена с невероятной логикой. Многоуровневые развязки, отсутствие резких сужений, которые создают «бутылочные горлышки», — всё это работает как часы. Но главный секрет, на мой взгляд, в другом: сначала здесь строят метро, а уже потом — жилые комплексы. В результате люди едут на работу не часами в душных пробках, а комфортно и быстро — на общественном транспорте.
Метро, которое работает на опережение
Об общественном транспорте Гонконга можно говорить отдельно, но метро заслуживает особого внимания. Те, кто считает московское метро самым красивым в мире, просто не видели здешнего. Да, в Москве есть великолепные станции-дворцы, но в целом система выглядит устаревшей на фоне гонконгской. Здесь метро — это не просто способ перемещения, а часть современной, продуманной городской среды.
Движение без заторов: как это устроено
Удивительно, но пробок нет даже в центре Гонконга, хотя улицы здесь узкие, машин — море, а общественный транспорт представлен огромными двухэтажными автобусами. И что? Они не становятся причиной заторов, ходят строго по расписанию и органично вписываются в общий поток.
При этом власти не прибегают к жёстким ограничениям вроде платного въезда в центр или заоблачных цен на парковку. Вместо этого здесь грамотно настроено светофорное регулирование. Нет тех бесконечных красных фаз, которые собирают километровые очереди, пока на пустой дороге горит зелёный. Светофоры работают динамично, адаптируясь к потоку в разное время суток и дни недели.
Пешеходная среда: когда всем удобно
Отдельно хочется отметить организацию пешеходного пространства. Чтобы не сужать проезжую часть, во многих местах над дорогами построены специальные галереи. С них можно напрямую попадать в торговые центры, офисы, станции метро или переходить на соседние улицы. В результате пешеходы и автомобили не мешают друг другу, светофоров становится меньше, а транспортный поток движется без лишних остановок.
На самом деле, тонкостей и деталей в обустройстве Гонконга можно перечислять бесконечно. Этот город — живой учебник по градостроительству, и нашим чиновникам стоило бы приехать сюда не на экскурсию, а на стажировку. Чтобы увидеть, как можно создавать города, в которых хочется жить.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.
