И на обломках мироздания напишут наши имена... Признаюсь, мне искренне грустно наблюдать, как один из величайших фэнтези-сериалов в истории телевидения постепенно теряет свою глубину и логику, скатываясь к откровенному абсурду. В предпоследней серии финального сезона «Игры Престолов» под названием «Колокола» создатели, что называется, «дали жару», но этот огонь сжёг не врагов, а доверие зрителей.
Сломанный ритм и потерянная стратегия
Первое, что сразу бросается в глаза – это кардинально изменившийся темп повествования. Если предыдущие сезоны напоминали изыгранную, многоходовую шахматную партию, где каждый ход был продуман и имел последствия, то финальные серии превратились в хаотичный размен фигур, а кульминация и вовсе стала похожа на простую игру «в Чапаева», где логика уступила место зрелищности.
После эпичной, но откровенно глупой «Длинной ночи», где защитники Винтерфелла действовали нелогично, а Арья появилась в самый нужный момент буквально из ниоткуда, я наивно полагал, что хуже уже не будет. Мне казалось, что убийство главного антагониста, Короля Ночи, – это вынужденная жертва ради того, чтобы уравнять шансы Дейнерис и Серсеи и подарить нам в финале сложную стратегическую дуэль. Следующая серия, казалось, готовила для этого почву.
Приём, который использовали сценаристы для спасения Винтерфелла с помощью Арьи, известен ещё со времён античного театра и называется «deus ex machina» – «бог из машины». Когда сюжет заходит в тупик, на помощь героям неожиданно приходит высшая сила. Так и Арья, которая до этого была заперта в замке, буквально материализовалась из темноты, чтобы нанести решающий удар. Удобно, но не убедительно.
Драконья мощь и вопросы логики
В серии «Колокола» нелогичность зашла ещё дальше. Несмотря на то, что силы сторон перед битвой за Королевскую Гавань были показаны как равные, а драконы продемонстрировали свою уязвимость, один-единственный дракон Дрогон фактически решил исход всего сражения в одиночку. Возникает резонный вопрос: зачем тогда было собирать огромные армии на Севере или везти через Узкое море десятки тысяч золотых мечей, если один летающий огнемёт уничтожил всё это за считанные минуты экранного времени?
И это всё наша роль? (Двадцать тысяч отборных наёмников умерли за 1 минуту)
К способностям дракона у меня тоже возникли вопросы. С одной стороны, мы видим, как струя его пламени сносит каменные башни и укрепления с мощью, сравнимой с артиллерийским залпом или даже ударом баллистической ракеты. На первом изображении в посте отчётливо видно, как целая башня рушится от одного «плевка».
Но тогда непонятно, почему прямое попадание такой чудовищной силы в людей не испаряет их мгновенно, а лишь оставляет обгоревшие тела, как мы видим на кадре.
Второй вопрос касается самой природы драконьего пламени. Мы все знаем, что горение – это процесс окисления. Дракон не может изрыгать абстрактный «огонь», он должен выпускать какую-то горючую субстанцию. Под каким же невероятным давлением должна вырываться эта смесь, чтобы резать камень, но при этом не разрывать человеческие тела на молекулы?
И какой объём «топлива» должен храниться внутри дракона, чтобы он мог извергать пламя с таким напором почти целый час? Даже если предположить, что эта смесь находится в сверхсжатом состоянии, масса дракона должна быть колоссальной, и его перепончатые крылья вряд ли смогли бы поднять такое тело в воздух. Понимаю, что это фэнтези, но внутренняя логика мира должна соблюдаться. Остальные законы физики-то в Вестеросе работают.
Прерванный путь Королевы
Отдельного разговора заслуживает трансформация Дейнерис Таргариен. Её превращение из освободительницы, стремившейся «сломать колесо», в безжалостного тирана показано настолько скомкано и неправдоподобно, что это вызывает недоумение. Весь её путь – через огонь, кровь и потери – был наполнен выбором в сторону милосердия и человечности. Она неоднократно подчёркивала, что не станет такой, как её безумный отец. И вот, в один момент, её «крыша съезжает». Вся эта сложная внутренняя борьба уместилась в несколько секунд экранного времени: мы просто видим, как она плачет на спине дракона, а затем начинает жечь город. Получается, весь её духовный опыт ничего не стоит. Видимо, Ницше был не совсем прав, и иногда то, что нас не убивает, в итоге сводит с ума.
Лучик света в тёмном царстве
Но если в сценарии и логике происходящего прибыло разочарования, то в визуальном и звуковом оформлении серии определённо есть за что похвалить. Как фотограф, я не могу не отметить безупречную работу операторов, художников-постановщиков и гримёров. Кадры разрушения Королевской Гавани сняты с потрясающим, почти живописным размахом.
Музыкальное сопровождение также на высоте. Особенно тронула тема, звучащая в момент гибели Серсеи и Джейме (например, на 1:12:20). Правда, оказалось, что эта мелодия – почти точная копия темы из старой игры ParaWorld. Вряд ли композитор Рамин Джавади рассчитывал, что какой-то дотошный фанат распознает этот плагиат.
В целом, всю серию можно описать картинкой ниже. Это художественный, визуально прекрасный, но от этого не менее очевидный бред.
Прощания и прогнозы
И напоследок. Прощай, старина Варис. Я всегда был на твоей стороне. Хотя, предсказываю, что Дейнерис недолго будет радоваться твоему отсутствию. Ведь девочка с ядом, которую ты подготовил, никуда не делась, и охрана королевы рано или поздно может дрогнуть...
Что думаете? Угадал ли я? С точки зрения сценария это был бы изящный ход – дать зрителю тонкую подсказку, а потом отвлечь его внимание эпичной бойней и реками драконьего пламени.
Вот такой получился обзор. Ставьте лайк, если согласны с моими мыслями и статья была вам интересна. Пишите в комментариях свои прогнозы – кто, по-вашему, в итоге сядет на Железный Трон? Лично я пока ставлю на Сансу. :)
И не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы. Возможно, вам будет интересен и мой разбор серии «Длинная ночь».
