Часто можно услышать, что в России нет свободной прессы. Однако недавно мы стали свидетелями яркого примера, который, как мне кажется, доказывает обратное. Причем этот пример пришел с самого верха.
Президентское недовольство
Глава государства публично выразил свое раздражение по поводу тона и чрезмерного, на его взгляд, объема антиукраинской риторики, которая льется с экранов в рамках различных ток-шоу, новостных выпусков и других телевизионных программ.
Реакция медиа
И что же произошло дальше? Во-первых, ничего не изменилось — эфирное вещание продолжилось в прежнем ключе и с той же интенсивностью. Во-вторых, что еще более показательно, телевидение фактически дало публичный ответ. Ведущая Скабеева, выступая от лица коллег, заявила, что они «никогда не делают этого специально». Вот вам, как говорится, наглядная демонстрация «реально свободной и независимой прессы»! На фоне этого хваленая американская модель, пожалуй, могла бы и позавидовать.
Пропаганда как самостоятельная сила
Складывается впечатление, что пропагандистская машина в современной России давно превратилась в самостоятельный институт, обладающий собственным весом и влиянием. Ее авторитет настолько велик, что даже мнение президента, озвученное публично, не становится для нее обязательным к исполнению указанием.
Конечно, есть и другая возможная интерпретация событий. Возможно, само «указание» было сформулировано не жестко, а скорее как мягкая рекомендация. По аналогии с плановыми проверками, о которых заранее предупреждают: «Мы вас слегка пожурим для виду, а вы делайте, как делали».
Как бы то ни было, итог очевиден: шоу продолжается, и в ближайшее время вряд ли что-то изменится.
