Недавно я получил довольно своеобразный, но, как оказалось, очень практичный совет от осведомленных людей. Суть его в том, что сегодня критика Русской Православной Церкви может оказаться куда более рискованной затеей, чем обличение власти, коррупционных схем или даже обсуждение проблем с целлюлитом.
Где проходит граница?
В этой ситуации, признаюсь, есть своя доля правды. Вопросы веры и церковных институтов затрагивают крайне тонкие, почти пограничные сферы. Где именно заканчивается право на свободу слова и начинается территория, на которой верующие чувствуют себя оскорбленными? А где уже вступают в силу интересы церковной иерархии — системы, чьи мотивы и внутренние законы подчас остаются не до конца ясными не только нам, агностикам, но и многим рядовым прихожанам? Особенно на фоне иногда неоднозначного поведения и облика некоторых её представителей.
Цифровой крестовый поход
Давайте представим на минуту: что, если какой-нибудь высокопоставленный церковный иерарх действительно почувствует себя задетым статьей или видео? Разве он не сможет, произнеся пару осуждающих фраз с амвона или в своем блоге, инициировать настоящий, хоть и миниатюрный, крестовый поход против конкретного автора?
Уверен, что сможет, и это не составит для него большого труда. И тогда поднимется волна «оскорбленных верующих», а в профильные надзорные органы полетят грамотно составленные коллективные жалобы. Эти инстанции, надо сказать, обладают всей необходимой властью и авторитетом.
Для канала или издания, попавшего под такой удар, это может стать концом. Суровая реальность, против которой не попрешь. Ведь, как говорится, «не греши» против сильных мира сего.
Приказ сверху: «Оставьте сомнения!»
И это не пустые опасения. Не зря же сам Патриарх Кирилл четко дал понять свою позицию: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской православной церкви! Другого пути для нашей Церкви сегодня нет!» (ссылка). Эти слова звучат как прямое руководство к действию, не терпящее возражений.
Инквизиция нового поколения
Так что, делаю вывод, инквизиция — явление, которое когда-то лютовало не только в средневековой Европе, — никуда не делась. Она просто эволюционировала, сменила форму и инструментарий. Суть же её осталась прежней: подавление инакомыслия и наказание за неповиновение. Изменились лишь методы: теперь они стали технологичнее, тоньше и, как следствие, в чем-то даже эффективнее. Вместо костров — бан и блокировки, вместо пыток — информационная изоляция и давление через государственные структуры. Названия и орудия поменялись, а цель — обеспечить единомыслие — осталась.
