Кажется, эпоха рабства осталась далеко позади, и сегодня каждый человек на планете волен распоряжаться своей судьбой.
Однако реальность порой преподносит неожиданные сюрпризы. Особенно в Африке — регионе, который исторически ассоциируется с принудительным трудом и торговлей людьми. Именно отсюда в прошлые столетия вывозили миллионы темнокожих мужчин и женщин, чьи образы до сих пор прочно связаны в нашем сознании с понятием рабства.
Возможно, моё мнение покажется кому-то слишком резким, но, наблюдая за современными реалиями, я замечаю: несмотря на наступление XXI века, торжество демократии и всеобщую доступность информации, кое-что в Африке осталось неизменным. У местных жителей, кажется, в крови заложена особая выносливость, молчаливая покорность и готовность выполнять тяжёлую, часто грязную работу, фактически прислуживая людям с другим цветом кожи.
Восхождение, которое невозможно в одиночку
Ярче всего эта ситуация проявляется в одном из самых популярных африканских туристических направлений — восхождении на высочайшую вершину континента, гору Килиманджаро.
Если вы думаете, что сможете, как в горах Кавказа, Алтая или Крыма, просто надеть рюкзак и отправиться по маршруту, вы глубоко заблуждаетесь.
Покорить Килиманджаро без целой толпы портеров, которые понесут ваши вещи, палатки, спальники, кухонную утварь, продукты и воду, физически невозможно!
Прямо как в старину, когда знатных господ сопровождали слуги-носильщики, так и вы, современный, свободный и демократичный человек, оказываетесь в центре подобной процессии.
Чьё это решение?
Почему же всё устроено именно так?
Главный парадокс в том, что это не прихоть избалованных туристов и не их желание, чтобы местные парни их обслуживали. Так решило правительство Танзании, до предела зарегулировав процесс восхождения на Килиманджаро.
Самостоятельно отправиться на покорение вершины турист не имеет права — только купив пакет услуг у аккредитованной местной компании. А по установленным правилам такая компания обязана обеспечить каждого клиента не только гидом, но и целым отрядом портеров.
Именно отрядом. Потому что, опять же согласно регламенту, один портер не может нести больше 25 килограммов груза, каким бы крепким и сильным он ни был (этот вес строго контролируют в лагерях и даже рейнджеры прямо на тропе).
В результате для сопровождения даже небольшой группы туристов требуется не менее 20 портеров, а часто и больше.
Приведу примеры из личного опыта: нашу группу из четырёх человек в 2016 году сопровождало 23 портера. А недавно группа из 12 человек шла в гору в окружении целых 35 носильщиков! В лагере Хоромбо я познакомился с россиянином, который поднимался на Килиманджаро в одиночку, и его «свита» состояла из 8 человек! Один нёс его рюкзак, один работал гидом, а остальные шестеро тащили еду, воду, посуду и прочее снаряжение.
Работа портера: не просто носить груз
Причём портеры — это не просто вьючные животные на двух ногах, и я не случайно провожу параллели с рабством. Они ставят и собирают палатки для туристов, готовят еду, накрывают на стол и моют посуду. Утром приносят в палатку кофе и миску с тёплой водой для умывания, подают полотенце. На тропе они постоянно находятся рядом, готовые в любой момент поддержать под руку, если ты оступишься.
Короче говоря, они выполняют всю ту работу, которую в обычном походе мы делаем сами и которая является неотъемлемой частью походного быта.
Экономическая необходимость или закрепление неравенства?
Если вдуматься, в сфере восхождений на Килиманджаро задействованы десятки, если не сотни тысяч местных жителей — это целая индустрия в национальном масштабе.
Всё это правительство устроило не просто так, а с целью обеспечить работой огромное количество людей. В противном случае туристы поднимались бы на гору самостоятельно, как это принято по всему миру, без вовлечения такого количества местного населения.
Получается, что без этой системы, которую кто-то может назвать узаконенным рабством, страна, по сути, не может нормально функционировать: люди остались бы без работы, погрузились в нищету и голод.
И вот мы снова возвращаемся к извечному круговороту истории...
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.
