Мои наблюдения о мусульманской диаспоре и парадоксах швейцарской толерантности

Путешествуя по Центральной Европе, я обратил внимание, насколько она многолика благодаря приезжим. Это не только туристы, но и те, кто уже давно обосновался здесь — второе или даже третье поколение мигрантов, ставшее частью местного пейзажа.

Арабские мужчины и женщины в хиджабах не вызывали у меня тревоги, но точно привлекали взгляд. Их действительно много. Я заметил, что мужчины-арабы, как и многие темнокожие жители, часто заняты на работах, которые не слишком популярны среди коренных европейцев: это сбор мусора, курьерская доставка еды и другие подобные занятия.

В то же время, некоторые арабы успешно ведут здесь собственный бизнес. И что интересно, они уже сами становятся работодателями, нанимая темнокожих сотрудников на низкооплачиваемые позиции, например, в качестве уборщиц или посыльных.

Встречи, которые запомнились

Именно представители этих сообществ не раз выручали меня в трудную минуту. Бармен в одном из кафе, без лишних вопросов, помог вызвать такси поздним вечером, когда возвращаться пешком через незнакомый район было небезопасно. А рабочий на вокзале доходчиво и терпеливо объяснил, как найти нужную мне автобусную остановку.

Женщин в хиджабах я постоянно видел на улицах, но ни разу не встретил ни одну на рабочем месте. Возможно, они трудятся в офисах, куда постороннему взгляду не попасть, а может, многие из них не работают вовсе — сказать сложно. Но их присутствие в общественном пространстве очевидно: то тут, то там мелькает знакомый платок.

Парадокс интеграции: запрет на минареты

Однако, за видимой толерантностью и процессами интеграции скрывается сложная реальность. В 2009 году в Швейцарии прошёл референдум о запрете строительства новых минаретов. Инициатива, выдвинутая «снизу» — что само по себе уникальная для Европы практика, разрешённая в Швейцарии, — нашла поддержку у большинства. За запрет проголосовало 57.5% граждан.

Это решение, конечно, вызвало широкий резонанс. В мусульманских странах даже звучали призывы бойкотировать швейцарские банки и выводить из них капиталы, чтобы оказать экономическое давление. Но, как видно, ситуация остаётся неизменной: запрет действует, и дискуссия вокруг него затихла, но не исчезла.

Читайте также: Никаб: проявление интереса женщины к женщине