Я никогда не пользовался дорогими фирменными картплоттерами, и желания тратить на них деньги у меня не возникало. Цена самого устройства кажется завышенной, а стоимость актуальных карт для него и вовсе запредельна — простые сканы бумажных карт туда не загрузишь. Для обычного человека, вроде меня, такие «буржуйские» технологии часто оказываются не по карману.
Я всегда искал более простые и почти бесплатные альтернативы. Моими спутниками были различные планшеты в самодельных защитных корпусах, на которые я загружал карты, скачанные из интернета. Однако у этого подхода было много недостатков: устройства регулярно выходили из строя, глючили, а их функционал оставлял желать лучшего.
Самодельный навигационный центр
В этом сезоне я решил подойти к вопросу основательнее и собрал целый навигационный компьютер. Он работал в локальной сети на лодке, мог принимать данные с разных датчиков и даже управлять некоторыми устройствами.
Система показала себя достаточно надежной. Но, как это часто бывает, она тоже не пережила испытаний. Поломка случилась в самом конце нашего похода, когда мы сели на мель у Тиманского берега в Баренцевом море. Лодка получила несколько сильных ударов, и после этого компьютер перестал работать. Я уверен, что дело не в сырости — внутри не было следов коррозии. Сломался обычный 80-гигабайтный жесткий диск, который очень чувствителен к тряске. В будущем планирую заменить его на SSD и поместить всю систему в герметичный бокс, тем более что активного охлаждения ей не требуется.
Как это работало, пока все было хорошо
Пока система была в строю, она работала именно так, как я и задумывал. Лежа на койке, я мог взять смартфон, подключиться по Wi-Fi к бортовому компьютеру через удаленный доступ и видеть на его экране «рабочий стол» с навигационной программой. Компьютер при включении автоматически создавал сеть и запускал сеанс, к которому могли подключаться любые устройства с предустановленным софтом.
Перебравшись к столу, я включал ноутбук и видел ту же самую карту с нашим маршрутом, курсом и местоположением. Еще один экран в виде защищенного планшета был закреплен в кокпите. Это было невероятно удобно: я мог нарисовать маршрут на карте, и автопилот вел по нему лодку. Я был в полном восторге от такой организации. Если бы подключил к системе эхолот или метеостанцию, то получил бы еще больше данных, не выходя из каюты. Туда же можно было бы добавить камеры для обзора. Потребляла эта система не так много энергии — главным «пожирателем» электричества был автопилот.
Аварийная навигация: возвращение к основам
Что же я делал, когда система вышла из строя? Скептики, представители «старой школы», наверное, сказали бы: «Вот видишь, а мы говорили, что электроника ненадежна, нужны бумажные карты!». Но я с ними не согласен. Все оказалось не так страшно.
Я просто достал обычный смартфон, на который заранее были загружены все необходимые для автономной работы карты, и использовал его как аварийный навигатор. Таких устройств с полными копиями данных у нас было еще как минимум три — на случай любых непредвиденных обстоятельств.
О сетях и удаленном доступе пришлось забыть. Теперь мне было нужно только видеть карту и нашу позицию на ней. Автопилот тоже перешел на автономный режим и мог держать лишь заданный компасный курс. Слабый аккумулятор телефона не позволял держать экран постоянно включенным, устройство приходилось часто заряжать. Это особенно осложняло навигацию, например, при движении по реке Печоре на подходе к Нарьян-Мару.
Телефон у меня был самый обычный, домашний. Поэтому в кокпите, в дождь и брызги, мне приходилось либо постоянно прятать его в карман, либо использовать прозрачный полиэтиленовый пакет. Капли воды и вечно мокрые пальцы превращали управление сенсорным экраном в сущее мучение. Емкостные экраны современных смартфонов очень плохо реагируют на влагу. Но, немного помучившись, мы все же добрались до финиша, а затем и вернулись домой.
Неожиданный подарок и переоценка ценностей
Дома меня ждал сюрприз — мне подарили защищенный смартфон BQ Shark Rush. Честно говоря, я всегда скептически относился к подобным устройствам и никогда бы не купил его сам. Но раз уж он достался мне бесплатно, я решил его испытать. И знаете что? Я был приятно удивлен! Почти сразу я начал жалеть, что у меня не было такого телефона в походе, потому что он лишен всех тех недостатков, с которыми я столкнулся.
Мне совершенно неважно, какая у него камера или поддерживает ли он модные жесты. В качестве резервного навигатора он выглядит идеально!
Первое, что я проверил — как экран реагирует на воду. Под струей из-под крана смартфон продолжал нормально работать. Капли и даже намазанная для теста грязь затрудняли управление, но не блокировали его полностью. «Наверное, у него слабый аккумулятор», — подумал я и начал его активно разряжать.
Я оставлял экран включенным на максимуме, непрерывно работал фонариком… К вечеру этот процесс меня утомил. Даже после двух дней таких издевательств из огромной батареи «Shark Rush» ушло всего 25% заряда. И это при том, что я постоянно будил устройство, не давая ему надолго засыпать. Похоже, его ресурса должно хватить очень надолго — посадить его мне так и не удалось.
Итоги и планы на будущее
Думаю, в будущих походах мне хватит доработанного компьютера (с SSD и в герметичном корпусе) и этого влагозащищенного смартфона. Более того, благодаря феноменальному времени автономной работы телефона, стационарный планшет как резервный вариант даже отходит на второй план. В случае чего, я могу постоянно пользоваться телефоном и подзаряжать его в каюте. В общем, я остался очень доволен. Не буду вдаваться в технические характеристики аппарата — я в них не силен. Просто скажу, что он полностью удовлетворил моим, довольно привередливым, требованиям. И в конце отмечу приятный бонус: этот «Shark Rush» почему-то отлично работает с терминалом спутниковой связи Iridium Go. Похоже, мне придется пересмотреть свое мнение и об этом устройстве.
